|
Истина
Вечные истины почивают на кладбище истин.
Двойные истины валяются на помойке.
Твоя точка зрения пусть будет самым ровным отображением предполагаемой истины.
Твое мнение должно быть самым правильным; а если какое-то другое мнение кажется
тебе самым правильным - прими его, оно станет твоим.
Меняй мнение, как только поймешь, что оно ошибочно. Если не можешь проверить,
правду ли тебе сказали, верь в том случае, если то, что сказанное суть правда, более
вероятно, нежели то, что говорящий солгал или ошибался. Отметай неправильную идею,
когда поймешь, из-за чего в ней получилась ошибка. Если природа ошибки непонятна -
следует еще раз подумать о том, что может быть это правда.
Истина - это такая вещь, что она самая правильная, потому и полезна. Но не
угадаешь, где найдешь новую истину, еще более правильную. Глуп тот, кто, увидя
новую, более правильную истину, остается привержен старой, менее правильной.
Однажды окажется, что этот человек всю жизнь упорствовал в своем заблуждении, и
уничтожал все иные идеи, в том числе истинные. И глуп тот, кто решил, что истин
много и они равноценны - он начал терять способность думать, у него нет причин
предпочесть одну мысль другой. Его истины уже не способны определять выбор,
для него истины - лишь украшения слов.
Истина одна. Но ее нельзя найти раз и навсегда.
Ни одна истина не достойна обожествления, так как нет уверенности, что она
навсегда останется истиной и не будет разоблачена. Но хорошо тому человеку,
который стойко держится за ту истину, которая, при его нынешних познаниях,
является истинной; и который добросовестно ищет новые истины, в том числе
опровергающие старые, и приходит к ним, признавая неверными те истины, которые
оказались неверными. Этот человек не верен никакой конкретной истине, но у него
есть воля к истине, можно сказать, он верен абстрактной Истине-Вообще.
Плохо человеку, который не ищет истину. Он не может улучшить свое поведение
и жизнь с помощью знаний. Но плохо и человеку, который верит во что-либо
необоснованно. Он, вероятно, упрямо верит в ложь, наиболее удобную
для его разума. Верить следует, лишь когда понимаешь, имеешь соображения,
почему оно так, а не наоборот; либо тебе сказал человек, который, как
можно полагать, говорит правду.
И верить только с возможностью отказаться от
гипотезы, если появятся новые веские соображения, почему она неверна.
Итак, чти Истину-Вообще.
Банально, но стоит заострить внимание:
Истинность мысли не зависит от того, сколько людей ее знают. Или все, или
лишь некоторые, или ты один, или другой человек - тоже один. Ему никто не
верит, но ты его послушай. Не дай истине исчезнуть непонятой.
Понять какой-то обьект не значит понять откуда он и зачем, какова его
сущность. Понять обьект - значит понять, как он устроен. Прежде
всего, что он будет делать в каких условиях; и что в нем поменяется, если
с ним случится что-то. Это касается и человека, и его чувств, и общества.
Нельзя задаваться догмами насчет мотивов человека. Каждый человек как-то
устроен, и единственно верный путь разобраться в нем - наблюдать, проверять
и анализировать.
Это неправда, что у всякой вещи есть "настоящее имя". Вещь является лишь тем,
из чего она состоит, и тем, как она себя ведет. Имена не бывают правильными
или неправильными, они лишь вводятся для обозначения. Все это касается не
только любых вещей и любых явлений, но и человека.
Можно ли доверять логике? Логика - это не что иное, как воля
к различению истины и заблуждения. Именно самая обычная логика. Если
говорят, что логика врет или ограничивает понимание - скорее всего, дело в том,
что врут или ограничивают понимание глупые связки, претендующие на логичность.
Кто-то может сказать: "Или А, или противоположное А, третьего не дано. Или ты
верен нашему делу, или ты неверен. Одно из двух". Выглядит как строгое
логическое утверждение, которое, однако, приводит к выбору между двумя
вариантами, которые оба человек откажется признать. Дело в том, что в подобной
фразе слова "верен" и "неверен" наполняются дополнительным, скрытым смыслом.
Слово "верен" на этом языке означает "ты перед всеми хвалишь наше дело, видишь
в нем только хорошие стороны, и считаешь врагом всякого, кто в нашем деле
сомневается". А слово "неверен" означает "ты нам всем враг, ты нам желаешь
только зла, ты нас обманешь в чем угодно при любой возможности". Но, если в
словах такой смысл - тогда, очевидно, можно быть и не "верным", и не "неверным".
Опираться на логику можно и нужно; главное - различать логику и софизмы.
Разум отнюдь не безличен. Разум не менее индивидуален, чем чувства.
Логика едина, но разные
ученые приходили к разным открытиям. А проверить они друг друга могут при помощи
логики, которой владеют. Отличие рациональных людей от иррациональных - в том,
что они
опираются на логику (то есть, желают различать истину и заблуждение).
Рациональные
люди все различны. Так же, как различны шахматисты: они все играют по-разному,
одни сильно, другие слабо, и каждый - в своем стиле. Но у них есть кое-что
общее: все они знают правила шахмат и играют по правилам.
|
|