Сердце и Квазики

Некоторые люди считают: "переделывать себя - гиблое дело, потому как быть не-собой будет трудно и мучительно, и старая проблема будет раз за разом возвращаться, сколько ее не исправляй".
Попробую возразить на этот пессимизм:

Человеческая душа - сложная, многоуровневая система.
Представь себе такую схему (происхождение как плохого, так и хорошего поступка):
В сердце есть узел.
Узел сеет семечко - мотив.
Мотив прорастает в желания.
Желания находят пути реализации и становятся волей.
Воля находит способ осуществления и случается поступок.
А поступок еще и вызывает реакцию окружающих, что уже менее важно.

Схема эта показывает, что совершенствовать себя можно по-разному. Например, по-разному можно устранять свой порок.
Некоторые, дабы считаться хорошими людьми, просто много рассказывают о своем хорошем, и опровергают информацию о своем плохом. Так они делают себе хорошее имя, но в такой тактике даже ничего хорошего нет.
Можно обрубить дурной плод - то есть, не совершать плохого поступка. Это уже реальная польза. Но это не самое лучшее: сдерживать свой поступок - мучительно, требует и сил и внимания, и вскоре на той же ветке начнет расти второй такой же плод: опять захочется совершить такой же плохой поступок.
Можно обрубить ветви, на которых растут дурные плоды - выбросить из головы идеи о плохих поступках. Этот результат и приятнее и устойчивее предыдущего. Но все равно эти ветви отрастут, все равно дурные мысли вернутся в твою голову. Тем не менее, бороться с плохими мыслями - это все же легче, чем удерживать себя от поступка. Но отказ от мыслей - требует большей решимости и, кроме того, внутренней честности.
Можно срубить ствол - то есть, вырубить из себя само желание. Этот результат еще лучше: и более основателен, и не приходится бороться с самим собой - со своими мыслями и поступками. Но многие ли решаться перекраивать себя? Многие ли настолько правильно себя понимают, что найдут это желание, да еще и сумеют его ликвидировать?
Можно не дать даже зародиться дурному желанию - выклевать семечко. Конечно, это и легче, и эффективнее, чем рубить крепкий ствол. Если решишься заглянуть в самую глубь своей души и это семечко обнаружить.
И наконец, самый лучший вариант - вырезать из сердца плохой узел. Это трудно в том смысле, что для этого надо и понимать свое сердце (честно, без приукрашений и предвзятости), и иметь решимость что-то с ним делать. Зато, если тебе это удастся - ты будешь уже ничем не хуже, чем человек, у которого такого порока никогда не было.

Также, по-разному можно и вырабатывать добродетель.
Можно стараться и давать хорошие плоды. Но каждый такой плод будет даваться усилием, для каждого из них нужна внутренняя победа. Это требует сил, и может быть в ущерб чему-то другому.
Можно привить ветви, дающие хорошие плоды. То есть, захотеть делать добро. Тогда плоды эти будут появляться более систематично. Но эти привитые ветви тебе придется постоянно поддерживать, иногда в ущерб остальным ветвям - иначе они, будучи чужеродными, отвалятся.
Можно вырастить хорошее дерево - выработать в себе хорошее желание. Это совсем непросто, многие люди назовут это "пойти вопреки себе". Но это уже кое-что: дерево будет расти и приносить плоды. Плохо только, если дерево это захиреет. А выращивать новое придется своими силами.
Можно посеять хорошее семечко - сделать так, чтобы хорошее желание само появлялось в тебе.
И можно создать в сердце своем правильный узел, который и будет сеять это семечко. Тогда ты станешь человеком, у которого эта добродетель - естественная черта, не отличишь от врожденной.

Итак, совершенствовать себя можно на разных уровнях: чем на более глубоком уровне - тем труднее за это взяться, но результат и устойчивее и здоровее, и легче для поддержания.

Под "сердцем" я подразумеваю ту часть души, которая эволюционирует по своим внутренним причинам, которая является основой. Тогда как остальная часть души - несамодостаточна, ее развитие, прямо или опосредовано, определяется сердцем, она, по сути, вторична.
Из такого определения понятно, что все, что входит в "сердце" - является самоподдерживающимся.

Представь себе, что у тебя в душе живут существа-паразиты: квазики. Они заставляют тебя подкармливать их, а за счет того, что ты это делаешь - они становятся сильнее. Многое, что тебе в себе не нравится - это, представь, происки квазиков.

На самом деле, квазик не есть что-то отдельное от тебя. Это такая деформация, которая, в силу своей структуры, склонна поддерживать саму себя и бороться за собственное выживание и усиление. Явления, подобные квазикам, встречаются во многих сложных системах, даже в неживой природе. На воде это - волна, воронка. Физики, изучая кристалл, выделяют "фонон", "дырку" - подобия частиц, реально не существующие. В обществе это - волна настроений.
Бывает такое и в человеческой душе.

Самое простое устройство квазика: банальный квазик. Просто требует с тебя своей пищи. Однако такой квазик довольно-таки уязвим: если тебе надоест ему подчиняться и ты перестанешь его кормить - он ослабеет и вскоре сдохнет.

Более хитрый квазик - оставляющий в покое. Если ты его покормил - он на некоторое время перестает тебя беспокоить. А если ты его не кормишь - он возмущается и трясет тебя изо всех сил. Такое устройство делает квазика гораздо более живучим. Примером такого квазика является вредная привычка - курение: когда курильщик закурил - это на какое-то время его успокаивает, если же он долго не курит - все больше нервничает. Не попадайся на хитрость такого квазика: ведь, если ты его иногда кормишь - он укрепляется, и ты все более подвластен ему; если же ты захочешь его погубить - он бросит все силы, чтобы добиться от тебя подчинения; но сил у него все-таки конечное количество, он побесится, да и погибнет.

И еще один хитрый квазик - двухъядерный. Он притворяется двумя квазиками. И, пытаясь бороться с одним, ты подкармливаешь другого; борясь же с другим, подкармливаешь первого. Чтобы бороться с таким квазиком, нужно понять его устройство.

Квазик может быть основан на ложной дилемме. Например, будто раздражение можно либо "выплескивать", либо "держать в себе". Если не хочешь держать в себе и выплескиваешь - льешь воду на мельницу квазика. Если, напротив, не хочешь выплескивать и держишь в себе - наигрываешь квазику очки. Если у тебя есть сосуд с раздражением - то раздражение можно либо выплескивать, либо держать в сосуде. И то и другое плохо. Ты проиграл уже на предыдущем ходу - когда налил раздражение в сосуд. И квазик постарается, чтобы ты никогда не задумался об этом своем шаге.

Бывают даже двухъядерные квазики, ядра которых находятся в разных людях. Например, Гордость. Каждый человек, борясь с Гордостями других людей (то есть, борясь против притеснений), развивает собственную Гордость; если же кто-то решил бороться со своей Гордостью - есть опасность, что этим он подыграет чужой Гордости. А уж в парах давно знакомых людей таких распределенных квазиков - не счесть.

В том числе, бывает хитрый квазик - головастик, со "светлой" головой и "темным" хвостом. Голова позиционирует себя как нечто может быть даже хорошее, она сидит крепко, и, как правило (в чем и заключается ее сила) пользуется твоим доверием. Хвост - нечто зловредное, разрушительное, противоположное голове. Пытаясь бороться с хвостом, ты зовешь на помощь голову. А хвост ведь и получает подпитку от головы (а голову питаешь ты). Они на самом деле не враги, а две части тела одного организма. Мораль состоит в значительной степени из голов разнообразных квазиков-головастиков; их хвосты - аморальное. Например, есть такой головастик в обществе: голова - это идея добра: "человек по природе добр, люди друг другу братья". Хвост - в том, что одни используют других. Люди, которых ободрали (они пострадали от хвоста), ищут защиты в идее добра (в голове). Таким образом, братаются с другими людьми (подпитывают голову), чем незамедлительно пользуются мерзавцы, чтобы снова их обмануть (хвост получает подпитку от головы).

Есть квазик - узел самообмана. Его сила - в том, что человек скрывает от себя какую-то неудобную правду; чаще всего - отрицает что-то в самом себе. Чтобы скрытое не обнаружилось, квазик создает другие обманы, которых все больше и больше, они запутываются, прикрывают друг друга и борятся друг с другом. Если этого квазика не победить - он может поразить целиком всю душу и превратить жизнь в кошмар. У обычного человека есть множество таких квазиков; потому то, как он видит мир и самого себя, имеет мало общего с действительностью.

Было бы наивно считать что враждующие стороны склонны не иметь ничего общего. Наоборот, некоторые виды заразы как раз лучше всего передаются через линию противостояния. Например, если твой враг горд - для тебя это большой соблазн и самому стать гордым. Это озвучивается, например, так: "мы что, неужели мы любим свое знамя меньше, нежели враги любят свое?"

Чтобы понять какую-то проблему в своем сердце - нужно понять ее, как квазика. Ведь все, что составляет сердце - является самоподдерживающимся.

Квазики на более поверхностных уровнях души - это невыполнение или неправильное выполнение желаний сердца.

Многие люди, на самом деле, стараются достичь прежде всего одного: психологического удобства.
Вот, например, распостраненный набор убеждений, которые каким-то дивом умещаются в одной голове: всеблагий всемогущий Бог (хотя признается, что в мире происходит много зла). Сверх того, за нарушение законов этого же Бога грешники вечно мучаются в аду.
Нелогично? Зато удобно.
Всемогущий - мощная подпорка для всех своих убеждений, и снятие с себя ответственности. Всегда, когда удобно, можно сказать: "Бог разрулит, он ведь все может", или "раз так получилось - значит Бог так устроил, а раз Бог устроил - значит, все к лучшему". Или: "это не я ненавижу тех кто ест свинину (фу, гадость), это Бог ненавидит тех кто ест свинину".
Всеблагим Бога называют, как можно заметить, далеко не все верующие. А прежде всего те, кто сам склонен к чему-то доброму (ну и, конечно же, те, кто имеет с такой идеи какую-то выгоду). Остальные не заостряют внимание на этой черте Бога. Потому что всеблагий Бог - это оправдательная идея для собственных добрых черт. Человеку обидно, что он иногда проигрывает из-за своей доброты (или из-за других, не обязательно добродетельных, черт, которые он смешивает с добротой), вот он и придает своей доброте особый смысл.
Но зачем же такому Богу отправлять грешников в ад? А это моральная компенсация верующему человеку: ведь при жизни одни из "грешников" были более успешны чем он, другие просто раздражали.
Вот, как видите, человек может верить в совершенно нелогичные вещи; зато если посмотреть со стороны психологического удобства - то получается прям-таки идеальное построение.
"Психологически удобно" - конечно же, вовсе не обязательно означает легкую жизнь. Это когда квазики, имеющие наибольшее влияние на человека, довольны.
Удобная ложь, чаще всего, имеет такую потребность, что человеку хочется, чтобы другие верили в ту же ложь, что и он. Иначе человеку страшно, что она окажется под сомнением.

Некоторые психологи даже считают, что основная функция человеческого разума - это защищать предрассудки и страхи подсознания. Можно согласиться, что такая функция действительно есть, и добавить, что это очень плохая функция.
Если твой разум этим занимается - пусть сменит специализацию!



Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Hosted by uCoz