|
Сердце и Квазики
Некоторые люди считают: "переделывать себя - гиблое дело,
потому как быть не-собой будет трудно и мучительно, и старая проблема
будет раз за разом возвращаться, сколько ее не исправляй".
Попробую возразить на этот пессимизм:
Человеческая душа - сложная, многоуровневая система.
Представь себе такую схему (происхождение как плохого, так и хорошего
поступка):
В сердце есть узел.
Узел сеет семечко - мотив.
Мотив прорастает в желания.
Желания находят пути реализации и становятся волей.
Воля находит способ осуществления и случается поступок.
А поступок еще и вызывает реакцию окружающих, что уже менее важно.
Схема эта показывает, что совершенствовать себя можно по-разному. Например,
по-разному можно устранять свой порок.
Некоторые, дабы считаться хорошими людьми, просто много рассказывают
о своем хорошем, и опровергают информацию о своем плохом. Так они делают
себе хорошее имя, но в такой тактике даже ничего хорошего нет.
Можно обрубить дурной плод - то есть, не совершать плохого поступка. Это
уже реальная польза. Но это не самое лучшее: сдерживать свой поступок -
мучительно, требует и сил и внимания, и вскоре на той же ветке начнет расти
второй такой же плод: опять захочется совершить такой же плохой поступок.
Можно обрубить ветви, на которых растут дурные плоды - выбросить из головы
идеи о плохих поступках. Этот результат и приятнее и устойчивее предыдущего.
Но все равно эти ветви отрастут, все равно дурные мысли вернутся в твою голову.
Тем не менее, бороться с плохими мыслями - это все же легче, чем удерживать
себя от поступка. Но отказ от мыслей - требует большей решимости и, кроме
того, внутренней честности.
Можно срубить ствол - то есть, вырубить из себя само желание. Этот результат
еще лучше: и более основателен, и не приходится бороться с самим собой - со
своими мыслями и поступками. Но многие ли решаться перекраивать себя? Многие
ли настолько правильно себя понимают, что найдут это желание, да еще и сумеют
его ликвидировать?
Можно не дать даже зародиться дурному желанию - выклевать семечко. Конечно,
это и легче, и эффективнее, чем рубить крепкий ствол. Если решишься заглянуть
в самую глубь своей души и это семечко обнаружить.
И наконец, самый лучший вариант - вырезать из сердца плохой узел. Это трудно
в том смысле, что для этого надо и понимать свое сердце (честно, без
приукрашений и предвзятости), и иметь решимость что-то с ним делать. Зато, если
тебе это удастся - ты будешь уже ничем не хуже, чем человек, у которого такого
порока никогда не было.
Также, по-разному можно и вырабатывать добродетель.
Можно стараться и давать хорошие плоды. Но каждый такой плод будет
даваться усилием, для каждого из них нужна внутренняя победа. Это требует
сил, и может быть в ущерб чему-то другому.
Можно привить ветви, дающие хорошие плоды. То есть, захотеть делать добро.
Тогда плоды эти будут появляться более систематично. Но эти привитые ветви
тебе придется
постоянно поддерживать, иногда в ущерб остальным ветвям - иначе они, будучи
чужеродными, отвалятся.
Можно вырастить хорошее дерево - выработать в себе хорошее желание.
Это совсем непросто, многие люди назовут это "пойти вопреки себе".
Но это уже кое-что: дерево будет расти и приносить плоды.
Плохо только, если дерево это захиреет. А выращивать новое придется своими
силами.
Можно посеять хорошее семечко - сделать так, чтобы хорошее желание само
появлялось в тебе.
И можно создать в сердце своем правильный узел, который и будет
сеять это семечко. Тогда ты станешь человеком, у которого эта добродетель
- естественная черта, не отличишь от врожденной.
Итак, совершенствовать себя можно на разных уровнях: чем на более глубоком
уровне - тем труднее за это взяться, но результат и устойчивее и здоровее,
и легче для поддержания.
Под "сердцем" я подразумеваю ту часть души, которая эволюционирует по своим
внутренним причинам, которая является основой. Тогда как остальная часть
души - несамодостаточна, ее развитие, прямо или опосредовано, определяется
сердцем, она, по сути, вторична.
Из такого определения понятно, что все, что входит в "сердце" - является
самоподдерживающимся.
Представь себе, что у тебя в душе живут существа-паразиты: квазики.
Они заставляют тебя подкармливать их, а за счет того, что ты это делаешь -
они становятся сильнее. Многое, что тебе в себе не нравится - это, представь,
происки квазиков.
На самом деле, квазик не есть что-то отдельное от тебя. Это такая деформация,
которая, в силу своей структуры, склонна поддерживать саму себя и бороться
за собственное выживание и усиление. Явления, подобные квазикам, встречаются
во многих сложных системах, даже в неживой природе. На воде это - волна, воронка.
Физики, изучая кристалл, выделяют "фонон", "дырку" - подобия частиц, реально
не существующие. В обществе это - волна настроений.
Бывает такое и в человеческой душе.
Самое простое устройство квазика: банальный квазик. Просто требует с тебя
своей пищи. Однако такой квазик довольно-таки уязвим: если тебе надоест ему
подчиняться и ты перестанешь его кормить - он ослабеет и вскоре сдохнет.
Более хитрый квазик - оставляющий в покое. Если ты его покормил - он на
некоторое время перестает тебя беспокоить. А если ты его не кормишь - он
возмущается и трясет тебя изо всех сил. Такое устройство делает квазика
гораздо более живучим. Примером такого квазика является вредная привычка -
курение: когда курильщик закурил - это на какое-то время его успокаивает,
если же он долго не курит - все больше нервничает. Не попадайся на хитрость
такого квазика: ведь, если ты его иногда кормишь - он укрепляется, и ты все
более подвластен ему; если же ты захочешь его погубить - он бросит
все силы, чтобы добиться от тебя подчинения; но сил у него все-таки конечное
количество, он побесится, да и погибнет.
И еще один хитрый квазик - двухъядерный. Он притворяется двумя квазиками. И,
пытаясь бороться с одним, ты подкармливаешь другого; борясь же с другим,
подкармливаешь первого. Чтобы бороться с таким квазиком, нужно понять его
устройство.
Квазик может быть основан на ложной дилемме. Например, будто раздражение
можно либо "выплескивать", либо "держать в себе". Если не хочешь держать в себе
и выплескиваешь - льешь воду на мельницу квазика. Если, напротив, не хочешь
выплескивать и держишь в себе - наигрываешь квазику очки. Если у тебя есть
сосуд с раздражением - то раздражение можно либо выплескивать, либо держать в
сосуде. И то и другое плохо. Ты проиграл уже на предыдущем ходу - когда
налил раздражение в сосуд. И квазик постарается, чтобы ты никогда не задумался
об этом своем шаге.
Бывают даже двухъядерные квазики, ядра которых находятся в разных людях.
Например, Гордость. Каждый человек, борясь с Гордостями других людей (то есть,
борясь против притеснений), развивает собственную Гордость; если же кто-то
решил бороться со своей Гордостью - есть опасность, что этим он подыграет
чужой Гордости. А уж в парах давно знакомых людей таких распределенных
квазиков - не счесть.
В том числе, бывает хитрый квазик - головастик, со "светлой" головой и
"темным" хвостом. Голова позиционирует себя как нечто может быть даже хорошее,
она сидит крепко, и, как правило (в чем и заключается ее сила) пользуется твоим
доверием. Хвост - нечто зловредное, разрушительное, противоположное голове.
Пытаясь бороться с хвостом, ты зовешь на помощь голову. А хвост ведь и получает
подпитку от головы (а голову питаешь ты). Они на самом деле не враги,
а две части тела одного организма. Мораль состоит в значительной степени из
голов разнообразных квазиков-головастиков; их хвосты - аморальное. Например,
есть такой головастик в обществе: голова - это идея добра: "человек по природе
добр, люди друг другу братья". Хвост - в том, что одни используют других.
Люди, которых ободрали (они пострадали от хвоста), ищут защиты в идее добра
(в голове). Таким образом, братаются с другими людьми (подпитывают голову),
чем незамедлительно пользуются мерзавцы, чтобы снова их обмануть (хвост
получает подпитку от головы).
Есть квазик - узел самообмана. Его сила - в том, что человек скрывает от
себя какую-то неудобную правду; чаще всего - отрицает что-то в самом себе.
Чтобы скрытое не обнаружилось, квазик создает другие обманы, которых все больше
и больше, они запутываются, прикрывают друг друга и борятся друг с другом. Если
этого квазика не победить - он может поразить целиком всю душу и превратить
жизнь в кошмар. У обычного человека есть множество таких квазиков; потому то,
как он видит мир и самого себя, имеет мало общего с действительностью.
Было бы наивно считать что враждующие стороны склонны не иметь
ничего общего. Наоборот, некоторые виды заразы как раз лучше всего передаются
через линию противостояния. Например, если твой враг горд - для тебя это
большой соблазн и самому стать гордым. Это озвучивается, например, так:
"мы что, неужели мы любим свое знамя меньше, нежели враги любят свое?"
Чтобы понять какую-то проблему в своем сердце - нужно понять ее, как квазика.
Ведь все, что составляет сердце - является самоподдерживающимся.
Квазики на более поверхностных уровнях души - это невыполнение или неправильное
выполнение желаний сердца.
Многие люди, на самом деле, стараются достичь прежде всего одного:
психологического удобства.
Вот, например, распостраненный набор убеждений, которые каким-то дивом
умещаются в одной голове: всеблагий всемогущий Бог
(хотя признается, что в мире происходит много зла). Сверх того,
за нарушение законов этого же Бога грешники вечно мучаются в аду.
Нелогично? Зато удобно.
Всемогущий - мощная подпорка для всех своих убеждений, и снятие с себя
ответственности. Всегда, когда удобно, можно сказать: "Бог разрулит, он ведь
все может", или "раз так получилось - значит Бог так устроил, а раз Бог
устроил - значит, все к лучшему". Или: "это не я ненавижу тех кто
ест свинину (фу, гадость), это Бог ненавидит тех кто ест свинину".
Всеблагим Бога называют, как можно заметить, далеко не все верующие. А прежде
всего те, кто сам склонен к чему-то доброму (ну и, конечно же,
те, кто имеет с такой идеи
какую-то выгоду). Остальные не заостряют внимание на этой черте Бога. Потому
что всеблагий Бог - это оправдательная идея для собственных добрых черт.
Человеку обидно, что он иногда проигрывает из-за своей доброты (или из-за
других, не обязательно добродетельных, черт, которые он смешивает с добротой),
вот он и придает своей доброте особый смысл.
Но зачем же такому Богу отправлять грешников в ад? А это моральная
компенсация верующему человеку: ведь при жизни одни из "грешников" были
более успешны чем он, другие просто раздражали.
Вот, как видите, человек может верить в совершенно нелогичные вещи; зато если
посмотреть со стороны психологического удобства - то получается прям-таки
идеальное построение.
"Психологически удобно" - конечно же,
вовсе не обязательно означает легкую жизнь.
Это когда квазики, имеющие наибольшее влияние на человека, довольны.
Удобная ложь, чаще всего, имеет такую потребность, что человеку хочется,
чтобы другие верили в ту же ложь, что и он. Иначе человеку страшно, что
она окажется под сомнением.
Некоторые психологи даже считают, что основная функция человеческого разума
- это защищать предрассудки и страхи подсознания. Можно согласиться, что
такая функция действительно есть, и добавить, что это очень плохая функция.
Если твой разум этим занимается - пусть сменит специализацию!
|
|