|
Чистота сознания
Ключ к осмысленной жизни - в том, чтобы не наделять свои чувста особым
статусом. Есть многие вещи, как неодушевленные, так и особые действия
людей, которые стучатся в твое сознание, чего-то от тебя требуют,
нависают над тобой словно призраки, заставляют тебя, не раздумывая,
поверить во что-то, и могут стать главным определителем
твоего поведения. Не позволяй им становиться таковыми.
Очень часто призраком становится некоторое положение вещей, которое раздражает.
Да что призраком - первобытные люди даже почитали, как богов, те явления
природы, которые были непредсказуемыми и от которых зависела их жизнь.
Но с самыми простыми призраками сталкивается любой человек, и они искажают
его поведение.
Ожидание - когда человек чего-то ждет, он может просто сидеть, или что-то
делать. То есть, фактически, он в таком же состоянии, когда просто отдыхает или
работает. Но почему-то сам факт "ожидания" становится призраком, высасывающим
из человека бодрость и покой.
Неопределенность - такой же призрак. Хотя неопределенная ситуация - на самом
деле требует всего лишь отношения, среднего между двумя определенными ситуациями,
и еще, возможно, выяснения подробностей. Но неопределенность так мучительна,
что человек решается на любую ложь самому себе, лишь бы вообразить все определенным.
Неуспешное дело - это событие. Возможно, кое в чем поучительное. Но из него
вырастает уныние, которое впоследствии удерживает человека от любых дел, делает
его вялым.
Проблема - это кусок работы, который следует проделать, только это работа
неизвестного заранее обьема и сложности. Но проблема превращается в кошмар,
висящий над человеком. Не убегай от проблем. Кто убегает от проблем - тот
загонит себя в самую тесную щель. Проблемы нужно решать, хотя с непривычки
многим не хочется этого делать.
Выполнение работы - один из множества способов следования человека
в будущее со скоростью шестдесят минут в час,
который не так уж отличается от ходьбы или лежания. Но
для некоторых людей работа почему-то является чем-то страшным.
Плохое отношение другого человека к тебе - тоже событие. Дающее тебе знать
кое-что об этом человеке. Но оно вырастает во всепоглощающую обиду, живущую
уже самостоятельной жизнью, и заставляющую делать глупости.
Если какая-то точка зрения или действие навлекло на тебя гнев других - это
усложнение задачи. Но оно превращается в подчинение, когда ты сам изгоняешь
из себя мысли, которые могут не понравиться тем, кого ты побаиваешься.
Страх относится к этой же категории. Большая часть угроз, которых ты
избегаешь - очень малы, гораздо больший вред себе или зло другим ты причиняешь,
пытаясь уйти от них. Но ты ведь можешь выбирать - будет оно тебя пугать, или
вдохновлять, или забавлять. Страх еще опаснее тем, что, пока человек
боится сделать какой-то поступок, он докажет самому себе, что этот поступок
вовсе не нужен.
Плох тот человек, который сам от себя скрывает часть правды, либо отказывается
от хороших но трудноисполнимых стремелний, потому что "так ему легче на
душе". Это так же глупо, как взвалить
осла себе на спину, чтобы перенести его через грязь.
Легко или тяжело ему на душе - человек может это изменить, не трогая бытие
(обьективную реальность); тогда как, чтобы изменить что-то в бытии, необходимо
настроить состояние души - понять и захотеть.
Также, люди формируют среду, которая стучится в сознание каждого из них,
стараясь указать ему, что он должен делать и где его место.
Люди запоминают, кто для кого кем является, в этом процессе участвуют похожие
призраки: в твоем сознании, над каждым человеком висит призрак, приказывающий
тебе относиться к этому человеку определенным образом. Например: "он мне друг,
я ему разрешаю такое говорить, а ты мне чужой, тебе я не разрешаю";
"сделаем, как я решу" или "сделаем, как он решит";
"он - хозяин, сперва думаю о его интересах"; "я имею право требовать" или
"поучать"; "он же мне обязан" или "я ему должен"; "мне\ему положено говорить
это, и не положено говорить то", этого единомышленники ждут для одобрения, а
оппоненты - для азартного спора. Также, ты можешь, с помощью призрака, висящего
над тобой и приказывающего другому человеку, влиять на поведение этого человека,
будто нажимая кнопочки. Люди все время неосознанно делают это, это и есть
манипуляция, таким способом причиняется много вреда.
Люди не просто манипулируют друг другом, но и создают особый язык -
язык поступков. То, что человек делает, является для других
сигналом, определяющим место человека в порядке вещей, а также:
как к нему относится и за кого его принимать. Ветхие люди очень упрямы
в своем доверии к "языку поступков", и чрезвычайно трудно уговорить их
смотреть иначе. Язык поступков, как составная часть "порядка", претендует
на абсолютность; и хотя он может быть различным в разных сообществах,
люди не понимают и сердятся на тех, кто не признает их языка.
По отношению к какому-либо порядку, ветхие люди делятся на два лагеря. Одни
соглашаются на навязываемые правила, при этом начинают верить и в то, что
правила верны, и во все, что эти правила собой подразумевают. Другие же
нарочито игнорируют правила, дабы выразить свое с ними несогласие, несмотря
на то, что это может приносить ущерб и даже толкать на великие глупости.
Молодец тот, кто может играть по правилам (а может и не играть),
и в то же время быть с ними несогласным.
Есть очень опасный враг, назовем его "престиж". Он опасен тем, что безликий.
Например:
Человек одевается прилично, "потому что так надо". Ты можешь подумать, он
так одевается, потому что за это его будут больше уважать. Но если ты
скажешь ему об этой гипотезе, он не согласится: "Нет, нет, нет! Да меня
вообще не интересует ничье мнение. Я выше того, чтобы оглядываться
на других. Но ведь я себя уважаю! Я ведь порядочный человек, потому и одеваюсь
прилично. Если бы я был непорядочным человеком - я бы, может, одевался как
попало". Этот человек сам не сознает, на кого играет. Обратите внимание: для
этого человека "одеваться согласно канонам" и "быть порядочным человеком" суть
синонимы. Он так поступает, веря в некоторый "язык поступков". Который, в свою
очередь, сформирован не кем иным, как сообществом людей; то есть, человек этот
косвенно прислушивается к мнению других людей. "Язык поступков"
служит посредником.
Прошу: чихайте на "язык поступков"! Говорите то, что думаете, делайте
то, что считаете нужным. Не судите о других людях "по канонам"; а по тому,
что люди говорят и делают, старайтесь с научной добросовестностью
понять, что у них внутри. У нового человека, если оценивать его, мысля
"языком поступков", то невозможно правильно установить
соответствие между тем, что он делает и тем, что он чувствует.
Люди, которые верят в "язык поступков", верят в его прямолинейность. С их точки
зрения, именно такое соответствие между мыслями и поступками является
прямолинейным, а всякое другое - кривым, обходным, хитрым.
Они считают: "Если тебя ударили - бей в ответ". "Если тебе сказали
оскорбление - обидься". "Если случилось горе - плачь". "Если голоден - скрипи
зубами". "А если ты реагируешь на все это иначе - то ты лицедей". Они пытаются
придать этому языку абсолютность; но, даже в самом лучшем случае, они не мудрее,
чем инженер, который через прямые реки строит прямые мосты, а через кривые реки
- кривые мосты.
Итого, если человек позволяет чему попало влезать в свое сознание, то очень
проигрывает, и еще больше становится неправедным. Пусть лучше не
идет на поводу у чувств-призраков. Пусть факты остаются фактами, а не превращаются в
живих призраков, угнетающих человека или отдающих приказы на подсознательном
уровне.
Если знаешь, где упадешь - подстели туда солому.
Если знаешь, какой призрак-чувство в какую сторону склоняет твое мнение,
противодействуй ему с адекватным упорством, нажми своим мнением в сторону,
противоположную этому призраку. Знаешь, какие люди тебя злят - проявляй к ним
особое терпение. Знаешь, чего боишься - проявляй в этих случаях дополнительную
смелость.
Освободись от призраков, пусть факты остаются фактами. Формируй свою позицию
разумно, чтобы сделать больше пользы. И тебе станет естественно многое, что
казалось невероятным. Например, ты сможешь иметь плохое мнение о человеке, и в
то же время искренне любить его. У тебя не будет положения относительно других
людей, вести себя по-разному тебе будет все равно что переодеться. Освободись
от образа самого себя, не пытайся соответствовать тому образу, который
закреплен за тобой друзьями или врагами.
Тогда твое отношение к другим людям будет легкое и здоровое. У тебя будет
только одно чувство, которое можно назвать "любовь". Обычно
у человека бывает много разных видов любви: к противоположному полу, к другу,
к родителям, к детям, к хозяину, к богу, к родине. Такое разнообразие
обусловлено различными способами манипуляции, которые плохо совмещаются друг
с другом. Для тебя "любовь" будет имеет простой смысл: желать человеку добра,
возможно, радоваться его близости, использовать его мнение.
Важно понять вот что:
Если ты что-то чувствуешь - это говорит именно о том, что у тебя есть вот
такое чувство. Чувство, которое в тебе - это часть обьективной реальности,
положение какого-то рычажка в твоем мозгу.
Это сущность, которая может даже влиять на твое поведение - а значит, на
внешний мир. И эта сущность обусловлена рядом причин и внутри тебя, и во внешем
мире - то есть, косвенно она говорит кое-что о внешнем мире.
Конечно, вовсе не нужно избавляться от чувств. Они во многом могут
помочь. Но
важно, чтобы чувства не имели особого статуса. Например, когда человек
пользуется разумом, то разум имеет обычный статус. А именно, разум считается
правым только тогда, когда привел к желаемому результату. Чувства же, зачастую,
являются сами оправданием поступка: человек считает себя правым, потому что
подчинился чувству, и едва принимает во внимание,
доволен ли он тем что получилось. Это ошибка: чувство также должно доказывать
свою состоятельность; чувство право лишь если оно приводит к желаемым
результатам. С чувствами, как и с разумом, тоже нужно анализировать и
исправлять ошибки.
|
|