|
Займись самим собой
Жил-был Скорпион. И решил он перебраться на другой берег реки.
- Черепаха, перевези меня на другой берег!
- О, не, я тебе не доверяю. А вдруг ты меня укусишь?
- Нет, что ты, не укушу. Подумай сама: если бы я тебя укусил, то и сам утонул
бы вместе с тобой.
- Ладно, уговорил. Садись на спину.
Когда доплыли до середины реки, Скорпион вдруг укусил Черепаху.
И пошли они ко дну.
- Зачем ты, Скорпион, меня укусил? Теперь мы вместе гибнем!
- Эх, так уж я устроен.
Где же тот человек, который вредит тебе больше всех? Кто погубил и
продолжает губить твою жизнь? Можно без преувеличения сказать, этот человек
вредит тебе больше, чем все остальные вместе взятые.
Ты можешь увидеть своего вредителя, если посмотришь в зеркало. Согласись,
много он сделал, чтобы сделать твою жизнь плохой, а еще больше не сделал для
того, чтобы сделать ее хорошей. И что бы ты не задумал совершить, все равно
выполнять задуманное будет он, со свойственными ему недобросовесностью и
безаллаберностью. Тебя сплошь и рядом подводят его лень, дурь и порочность.
Он вредит не только тебе, но и другим людям. Даже (и прежде всего) тем, кого
ты любишь. Он же и настраивает других людей против тебя.
Этого человека надо воспитывать. Подумай, чем тебе не нравишься ты сам, и в
чем тебе хотелось бы его-самого-себя исправить. Заставь делать его то, что тебе
нужно, сделай его таким, как тебе нужно. Это очень важно, ведь вся твоя жизнь
зависит от него. Даже если он все-таки делает не то, что тебе хотелось бы, ты
все равно подумай о том, как бы тебе хотелось бы, чтобы он поступил, и
доходчиво дай ему об этом знать. Тогда будет больше шансов, что в следующий
раз ты таки заставишь его поступить так, как тебе нужно.
Важно: как только понял свой недостаток - тут же меняйся. Исправь свое
поведение - это и будет означать что изменилась твоя душа. Если нужно изменить
именно душу - не мешкая работай над своей душой. Немедля приводи себя
к желаемому состоянию.
Ни в коем случае не считай себя столь прекрасным, чтобы себя не надо было сильно
переделывать. Человек, которого ты видишь в зеркале, является причиной почти
что всех твоих бед, а стало быть, подлежит основательному преобразованию. Ведь
часто бывает, что он радуется плохому, огорчается хорошему, ни в какую не
делает то, что делать нужно и делает то, чего делать нельзя. Не пытайся
"превратить недостатки в достоинства", потому что тогда он останется, по
существу, таким же, каким и был. Запомни: поскольку он несовершеннен, его
желания далеко не всегда соответствуют твоим интересам, а тем более интересам
человечества. У человека очень часто вовсе не совпадает то, к чему его тянет,
и то, от чего он бывает доволен.
Твое благополучие зависит от твоего отношения к делу, и лишь в малой степени
- от других людей и независимых факторов. Независимые факторы - обстоятельства,
договоренности, характер человека - являются определяющими только для того,
кто ничуть не пытается изменить что-либо к лучшему.
В чем человечество достигло гениальности - так это в искусстве оправдываться.
Самым злым своим помыслам человек находит красивые обоснования. Если человек
пытается подмять под себя других, используя "закон пещеры" - он
назовет себя альтруистом. Если человек хочет лишить другого удовольствия,
недоступного себе, он будет "блюстителем высокой морали". Ворчун считает, что
он помогает людям конструктивной критикой, а они, сякие-такие, не воспринимают.
Если два человека не могут ужиться друг с другом - они не думают, что чем-то
обижают друг друга, они думают, что у них разные характеры.
Что ветхий человек делает - определяет его нутро. А почему он это делает -
зависит от сознания.
Человек естественный, не работающий над собой, поступает повинуясь эмоциям
(в широком смысле), а разум такого человека лишь подбирает обоснования: почему
необходимо сделать то, что ему захотелось; почему плох тот человек, на которого
он зол; почему все хорошо или почему все плохо; почему верно то,
во что он верит.
Если ты - такой человек, то он (то есть ты сам) делает, что ему вздумается;
а тебя лишь тащит за собой.
А кто же такой "ты" (в узком смысле)? Ты - это твои поступки. Именно
текущие поступки. Если ты ранее делал то, чего не делал бы сейчас - значит,
ты уже изменился, тот, кто это делал - это уже не ты, а твое прошлое. Поступки,
разумеется, сами по себе, а не то, как их толкует общество. Если ты научился
поступать иначе - это значит, что ты изменился. То, как ты "скорее всего,
поступишь" - это тоже не ты. Ибо в твоей власти менять решения. Твое прошлое,
твоя предыстория, твои склонности - это не совсем ты, это твой груз. Этим
грузом ты можешь распоряжаться как хочешь; но считать его главной частью своей
личности было бы ошибкой. Ты всегда можешь принять решение, и тогда становится
ясно, что то в тебе, что диктовало тебе другое решение, не является тобой.
Понять себя, то есть понять свой груз - полезно. Понять себя, чтобы "прожить
свою, а не чужую жизнь" - глупость. Жизнь все равно твоя, так как состоит
из твоих поступков. Равнять свою жизнь на свой груз - значит, отказаться от
решений, значит, относиться к себе как к третьему лицу.
Твои решения (которые я здесь называю "ты"), и твой груз (который я называю
"он") - это не две части человека, а два взгляда на одно и то же.
Не путай его (то есть, свои) чувства (можно сказать "мне хочется"), и свое
решение (можно сказать "мне следует"). В обычной речи используется одно и тоже
слово "хочу", и зря, эти понятия необходимо четко различать.
Научи его подчиняться себе.
Первый уровень его подчинения (твоего подчинения самому себе!) - когда
он не сопротивляется открыто, не
отказывается сделать то, что правильно, и не делает того, чего нельзя. Но этого
недостаточно. Да, если он не хочет нечто делать, а ты абсолютно точно знаешь,
что сделать это необходимо - он, вероятно, не отвертится и кое-как сделает. Но
нечасто у тебя найдутся столь несокрушимые обоснования, и пользы от "кое-как"
будет мало. Потому, следующий уровень - научить его подчиняться даже тогда,
когда ты лишь приблизительно знаешь, что следует сделать - пусть он не ищет
отговорки. Не менее важно, чтобы он делал каждое полезное дело с адекватным
усердием, а не "для галочки". Если он не любит совершать какой-то тип
поступков, в частности, боится - ты не почувствуешь, когда такие поступки
станут нужны, всегда, когда возможно, найдешь обьяснение, что в таком
поступке нет надобности. Поэтому: не позволяй ему отпугивать тебя ни от каких
поступков и мыслей; делай иногда то, что ему не нравится, чтобы перестать
избегать этого; если знаешь, в какую сторону он искажает твое решение - сам
искази
решение в обратную сторону; знаешь где упадешь - подстели солому.
Не оставляй ему лазейки - способы, которыми он мог бы ослушаться тебя и
быть при этом "морально правым".
В идеале, его поведение должно быть ровным
отображеним твоих пожеланий, неискаженным в удобную для него сторону. Тогда
будет гораздо труднее увести тебя с верного пути.
Честность с самим собой очень важна, ведь честность - это критически
важное условие добиться от него послушания. Тем более это важно потому,
что, в деле управления самим собой, частичное послушание - это,
фактически, почти что никакого послушания. Если тебе, на первый взгляд,
кажется, что ты слушаешься себя на семь восьмых - то, на самом деле, лишь
на одну восьмую. Это область, где не то что легко себя обмануть, но основная
проблема в том и заключается, чтобы перестать себя обманывать.
Особенно важна честность в тех вопросах,
о которых очень не хочется думать. Даже в вопросах, которые тебе не приходили
в голову (хотя на самом деле важны).
Общий план борьбы со своими недостатками таков. Прежде всего, всегда поступай
правильно. Далее, постарайся понять, что вынуждает тебя поступать неправильно,
почему эта концепция является живучей в тебе. Разберись в себе. Пойми, из-за
чего склонность к неправильному поступку набирает силу: возможно, когда ты
думаешь какую-то мысль, некий человек тебе что-то говорит, что-то происходит.
Борись с этими причинами, обруби своему пороку источники подпитки.
Знаешь где упадешь - подстели солому. Если имеешь предположения, что
и как приведет тебя к неправильному решению, к неправильному чувству - ты можешь
аннулировать ошибку. Кстати, этим ты упразднишь очень почтенные, как некоторые
говорят, "законы бытия". То бишь, стандартные ошибки человечества.
Возьми руль в руки. Что-то изменить в своей жизни ты сможешь только,
если будешь держать руль своей жизни, а не позволять ему вертеться как попало.
Если ты знаешь, как правильно поступить - как для тебя стоит вопрос? Если
вопрос формулируется "поступлю я так или нет" - то у тебя ничего не получится.
Если с твоим сознанием такая ситуация - это значит, что руль вертится,
подверженный всем ветрам, а ты лишь машешь руками и дуешь, пытаясь посредством
этих ветров повернуть руль, как тебе нужно. Может ли водитель управлять машиной,
если он не полностью контролирует руль? Итак, тебе нужно достигнуть той степени
добросовестности, когда можно почти наверняка сказать, что ты поступишь так,
как считаешь правильным; вопрос стоит лишь "будет тебе это легко или тяжело".
Тогда ты можешь уже результативно бороться, чтоб тебе это было легко и
безболезненно.
Если бы человек, в правоте которого ты ничуть не сомневаешься, сказал тебе
что-то сделать, ты бы
подчинился? Подчинился бы его абсолютно авторитетному решению, каким бы
оно ни было? На самом же деле, ты не знаешь с точностью верное решение.
Но есть ли у тебя воля следовать правильному решению - только потому, что
оно правильно, безотносительно, приятно тебе это или неприятно; соответствует
твоим хотениям или противоречит? Вот как нужно поступать: Сам принимаешь
верное решение и тут же подчиняешься ему, каким бы оно ни было.
|
|