|
Жизнь как река
Посмотри на реку. Ее не заколешь копьем, не поймаешь сетью.
Волны перетекают одна в другую, появляются и исчезают, а река течет.
А ты так можешь?
Говорят, еще ни одному человеку не удалось избежать смерти. Правда ли, что
смерть - самое страшное, что может с человеком приключиться? Даже полная,
окончательная смерть, без перерождения и без загробной жизни?
Насколько страшны следующие события:
1) Ты поехал в другой город. Ничего страшного, вроде.
2) Ты поехал в другую страну, навсегда. Трудновато, теряешь все связи,
приходится заново адаптироваться. Но не трагедия.
3) Ты исчез здесь и появился совсем в другом месте, возможно, в другом
времени, в будущем или в прошлом. Едва ли страшнее чем предыдущее.
4) Ты исчез, а в другом городе появился точно такой же человек. Это уже
страшно? А на самом деле, чем отличается от того что ты просто переехал?
Различие лишь кажущееся.
5) Ты исчез и появился очень похожий человек. А это страшно? Ты индивидуален?
Да, и за счет этого представляешь особенную ценность. Как и любой другой
человек. Как и тот человек который появился вместо тебя. Он ведь тоже
индивидуален. Ты исчез, он появился - не страшно. Только что ему придется
заводить знакомства и вообще адаптироваться к жизни.
6) Ты исчез, а появился человек настолько же хороший как и ты. Это, наверное,
уже не страшнее предыдущего. Да и вообще, что такое "я" и "не я"? Личность
меняется на протяжении жизни. Ты можешь с течением времени измениться до
неузнаваемости, но все равно думаешь про себя "я". А другой человек, пусть
даже очень близкий по духу - это "он". На деле-то, различие между "я"-"я"
и "я"-"он" чисто количественное! Представь себе рельсу. Она, сплошная и
неделимая, тянется через пол-страны. Можно ли сказать, что рельса - это
один предмет? Невозможно манипулировать целиком всей рельсой. Даже если
великан, у которого достаточно силы, попытается поднять всю рельсу - лишь
небольшой кусок выломается и останется у великана в руке. В разных
участках рельса может быть горячей и холодной, дрожать и покоиться, практически
независимо. Рельса не похожа на один предмет, но также ее нельзя разделить
на отдельные предметы, она непрерывна. Так и человеческая личность - в
течении жизни меняется, но поскольку ты-вчерашний переходишь в
тебя-завтрашнего непрерывно, то нам привычно в течении всей жизни
называть себя одним и тем же словом "я".
7) Один хороший человек исчез, а появился другой столь же хороший.
Так в чем разница, будешь жить ты или будет жить кто-то другой?
Река - это совокупность людей, возможно, живущих в разных странах, и в
разных временах, возможно даже, с различными интересами, но (что важно!) каждый
уважает и ценит интересы других. Представь себя волной. Если ты исчезнешь
- это, конечно, неприятность, но не такая уж страшная, если в реке
появится еще одна волна, и течение продолжится. Часть реки ведь представляет
твои интересы, содержит элементы твоей личности, так что, если река
существует и ее течение продолжается - никакая беда суть не трагедия.
Твой любимый человек - это тоже волна, и ты можешь (если захочешь) в случае
чего продолжить ее течение.
Никоим образом здесь не оспаривается ценность индивидуальности. Все, чем ты
особенный - ценно и незаменимо. Это, однако не должно мешать тебе ценить
то же самое в других людях,
а также иное (не что попало, а то что тебе кажется действительно
ценным), то, чем уникальны они.
Жизнь одного человека, самого по себе - это тоже, на самом деле, река. Давно
замечено: человек, который признал себя живым мертвецом, может сделать
гораздо больше, чем те, которые держатся за свою жизнь. Потерять жизнь (и
необязательно жизнь, то же самое можно сказать, например, про потерю
положения) - это, конечно, плохо, но отказаться от всего, что есть в жизни,
лишь бы подольше удержать жизнь - согласись, глупо. Настоящая жизнь начинается
именно у того, кто не считает никакие сокровища безусловными (такими, которые
он пытается сберечь любой ценой), такие как: жизнь, положение, достоинство.
Перед ним открывается широчайший спектр возможностей, все из которых он
рассматривает как реальные. Задача сохранения жизни понижается: перестает быть
приоритетной на каждый шаг, и становится подзадачей великой задачи самой жизни.
Такой подход лишь немного мешает самосохранению, зато самосохранение перестает
мешать всему остальному.
|
|