|
Человек Свободный
Две души только что умерших людей дружно смеялись, обсуждая обстоятельства
своей смерти.
- Вот скажи: и что я с тобой должен был делать? Моя фирма стояла на грани
разорения, а в банке висел огромный долг. Кто, как не ты, выжил меня из рынка?
Так что уж не обижайся на мой выстрел. А тебе-то пистолет зачем был?
- А я что, не догадывался, что у тебя на уме? Я бы и рад закрыть свое дело,
да бандиты, собиравшие с меня дань, пригрозили. Я-то не думал, что закончится
чем-то страшным, "пушку" купил лишь на всякий случай.
- Но ты не успел бы выстрелить в ответ, если б я не задумался. И знаешь,
если б ты не вытащил свой пистолет, я бы и раздумал стрелять.
- А все-таки, мы оказались в забавной ситуации: только одному быть в живых.
Получилось очень справедливо: теперь мы оба мертвы!
Вот так они смеялись
над вещами, бывшими некогда жизненно важными, а теперь не имеющими никакого
значения. И тут они удивились: а что им мешало при жизни рассуждать обо всем
этом столь же легко?
Разве не радость - освободиться от пут мира, от "необходимости", смотреть на
все взглядом свободного человека и поступать "свободно", а не "вынужденно"?
Необязательно умирать, чтобы достичь такого состояния; достаточно просто убрать
нечто внутри себя, которое и создает иллюзию зависимости.
Мы, конечно, не можем так просто освободиться от физической необходимости.
Зато мы можем, и это на самом деле важнее, освободиться от подчиненного
состояния сознания. Например, мы (кроме, разве что, богачей) не можем
освободиться от кошелька; мы вынуждены заботиться о том, будет ли нам что
кушать сегодня и завтра. Но очень многие люди становятся рабами своего
кошелька, они всю без остатка жизнь бросают на вечную погоню за "уверенностью
в завтрашнем дне". Для кого-то, иметь паспорт означает быть патриотом своей
страны; а для кого-то паспорт - это полезный инструмент, помогающий добыть
определенные блага на определенном участке суши.
Хорошо тому человеку, который осознает себя как полноценного элемента, а
не как продолжение окружающей действительности. Такому человеку не приходится
искать в мире поддержку своей правоте: или - что другие думают так как он, или
- что жизнь хорошо отвечает на его поведение. Для такого человека жизненные
проблемы, даже если они очень реальны, не являются направляющей силой. Ведь он
не считает проблемы единосущными с собой, он смотрит на них как бы со стороны,
и решает их со своей позиции.
Свобода от какой-то вещи - вовсе не в том что ты ее избегаешь. А в том что ты
волен делать с ней что угодно: нужна - используешь по своему усмотрению, не
нужна - не трогаешь.
Например, законы своей страны не являются определяющей силой, хоть с ними и стоит
считаться. Законы надо знать. Не для того, чтобы исполнять. А для того, чтобы
с помощью законов добиваться своего, и чтобы к тебе не могли с помощью
законов подкопаться. Ведь на самом-то деле, закон - это как мяч на футбольном
поле: каждому из футболистов важно, где именно мяч находится, и каждый может
иногда его пнуть.
Для Человека Свободного понятие "мир" имеет две ипостаси: мир, который хочет чтобы
я был его частью; и мир как обьект, как совокупность людей, чья судьба может
быть лучше или хуже в зависимости от моего поведения. От первого "мира" он
хочет быть свободным, второму "миру" он хочет помочь. Мир один и тот же, но
правильное отношение к нему состоит из двух частей. Человек этот не хочет быть
пойманным или сломанным миром - думать, говорить и делать то, что от него хотят
другие; повредить психику из-за несчастья; или еще что. В то же время он
неравнодушен к судьбе мира, помогает всем нуждающимся.
Хорошо тому человеку, который живет, но у него не возникает чувства, что
он достоин либо недостоин жить. Что значит "недостоин жить"? "Ну, живу, и что тут
такого?" И что значит "достоин жить"? "Разве то, что я живу, обязывает меня
отработать деньги, потраченные кем-то на мое создание?"
Солидарность для многих людей является чуть ли не единственным заменителем
доброты: человек сочувствует другому страдающему, потому что у него самого
могла быть такая же проблема. Но тут подвох: солидарность плоха для человека, который
развивается. Ведь он постепенно будет становиться таким, что некоторые проблемы
уже никогда его не постигнут. Если у него есть способность к солидарности, но
нет любви - он
станет равнодушным. Другие люди, способные к солидароности, но не любящие, будут
сторониться человека, более совершенного, чем они сами: "он нам не компания".
Итак, солидарность дает соблазн сдерживать свое развитие, не поднимаясь
выше среднего уровня. Несолидарность не должна превращаться в равнодушие,
она хороша лишь для человека, умеющего любить.
Будь осторожен со словом "должен", оно, будучи расплывчатым понятием,
часто сбивают людей с толку. Например, когда мыслишь так: Он ведь должен
это сделать. Буду исходить из того что он это сделает. Через некоторое
время: Почему он это не сделал, он же должен! Не, ну должен ведь! Это
ж вообще черт знает что, я так не играю. Или бывает, что себе говоришь
"я должен, так что сделаю", хотя на самом деле это означает "некоторые
люди считают, что я должен это сделать, и требуют этого от меня".
Пойми: мир тебе ничего не должен. Или, по крайней мере, мир не знает, что он тебе
что-то должен.
Не должно быть просто слова "должен". Это слово может иметь правильный смысл
только в таких комбинациях: "должен, а не то", "должен, чтобы". Или у него может
быть другой смысл: вердикт, который ты выносишь, при этом несешь ответственность
за его справедливость. Это может звучать: "я должен", "мы должны", "ты должен,
сделай-ка!".
|
|