|
Самосогласованное безобразие
Крепче сидит тот король, чьи законы кажутся разумными. Именно
кажутся. Король нуждается в идеологии, согласно которой он - благодетель и
спаситель страны, а не будь его, все подданые вымрут от голода или поубивают
друг друга. Он организовывает дела в королевстве так, что соблюдающие его
законы и платящие ему дань живут относительно спокойно, а несогласные имеют
проблемы. Пропаганда внушает подданым миф о пользе правления короля,
играя на их слабостях и пороках. Если у короля грамотные придворные плуты
- то его хорошо подкрепленная ложь окажется гораздо убедительнее, нежели
правда.
В этой главе речь пойдет о виртуальных королях, имена которым - Порядок Вещей,
Естественное Право, Норма, Традиция, Мораль, Базовые Ценности и Базовые Соглашения,
Так-Принято, Само-Собой-Разумеется и Всякому-Нормальному-Человеку-Понятно,
Все-Так-Думают и Все-Так-Делают.
Сложившийся в мире порядок является устойчивым, то есть он старается сам
себя сохранить. Иначе и быть не могло: если б было иначе, то все бы
быстро изменялось до тех пор, пока не пришло бы в устойчивое состояние.
Все согласовано: то, что обычно происходит в мире, и чего большинство людей
хотят и чего не хотят, и чего они ждут друг от друга, и в какую ложь они
верят, в том числе ложь о том что "так будет лучше".
Каждая из этих вещей поддерживает остальные и не позволяет им
изменяться.
В физике электричества есть такой "закон самосогласованного поля".
Он гласит: заряженные частицы сами располагаются так, что поле, создаваемое
ими всеми вместе, удерживает каждую из них на своем месте.
К примеру, понятие "гордость". Ею восхищается, ее воспевают. Но именно она
мешает людям найти общий язык, она делает людей соперниками, она не дает
человеку выявить и исправить собственные ошибки. То есть, восхваление гордости
- это важная часть самосогласованного безобразия.
Правдой считается то, во что верится большинству. Несогласие с мнением
большинства считается заблуждением, причем это укоренившийся взгляд.
Большинство людей - дураки. Но сами себя они, естественно, дураками не считают.
Та глупость, которая присуща большинству, считается здравомыслием. Умным
дураки признают того, кто думает так же, как они, делает те же глупости, что и
они, теми же, что и они, способами, но кто в этом более преуспевает. Умного же
дураки не признают умным, так как он им непонятен. Умного скорее сочтут
странным.
Схожая картина имеет место и с добродетелью. Большинство людей - грешники,
и они считают праведниками грешников. Грешников той же направленности, что
и они сами, но последовательных, не проявляющих той неоднозначности позиции,
которая свойственна обычным грешникам. Добродетелью называется господствующий
грех; а непопулярный грех и настоящая добродетель считаются грехами. Праведникам
более свойственно оставаться
непонятыми, так как настоящий праведник, он называет злом то зло, которое все
называют добром, и добром - то добро, которое все называют злом. Из праведника
могут разве что посмертно сделать идола; естественно, в образ идола войдет
только то, что понятно и что нравится идолопоклонникам. Мертвый ничего нового
не скажет, а если что-то вымараешь - не возразит.
Многие люди, не склонные к свободе и самостоятельному поведению, боготворят
нечто, что они называют "порядком". Они согласны даже на ограничения и
несправедливость, лишь бы был порядок - ведь им кажется, что без порядка никак.
"Порядок" для них тем привлекателен, что можно самому быть предсказуемым,
и ожидать предсказуемости от других. Если четко известно (и известно не только
тебе, но и всем), что ты должен и что тебе нельзя - то ты надежно обезопасен
от того, чтобы быть заподозренным в нелояльности или в ненормальности.
Порядок - сугубо коллективная вещь. Если в некий порядок веришь только ты
- то толку с этого никакого. Вот если в порядок веришь и ты и все остальные
- то легко найти в этом порядке свое место, и знать, что, пока ты в согласии
с порядком - тебя, скорее всего, никто ни в чем не обвинит. Поэтому человек,
несклонный к самостоятельности, больше всего мечтает о том, чтобы все верили
в то же, во что и он. Но не просто мечтает, он нередко предпологает,
что, действительно, все понимают так как он. А если не понимают, то, по
крайней мере, должны понимать. А кто не понимает - тот "ненормальный".
Ненормальный - это человек-катастрофа, он самим своим существованием угрожает
порядку. Ведь порядок силен только тогда, когда все в него верят, и каждый
твердо знает, что все остальные верят. Потому-то человек, подвластный
Порядку, столь опасается всего "ненормального", ему кажется, что ненормальное
обладает магической способностью: оскорблять, осквернять, заражать. Такой
человек, "нормальный человек" - он никогда не старается понять других;
лишь экстраполирует на них свои предрассудки и табу. Ему всегда хочется
"свести всех к одному знаменателю".
Большинство людей прямо-таки патологически зависимы от мнения толпы (не близких
людей, на чью правоту можно положиться, а именно толпы, всех подряд). Люди
настолько привыкли оглядываться друг на друга, что нередко оказывается, что
человеку что-то нравится не потому, что ему нравится, а потому что, как он
слышал, это нравится всем (пусть не всем, но "всем нормальным людям"). Человек
отказывается от своей личности в пользу толпы. Как следствие, толпа оказывается
не просто господствующей, но и враждебной к каждому из своих членов. Травля
некоторых, угроза и подозрительность к каждому становятся как бы самоцелью
толпы. Толпа делает то, что делает, потому, что каждый ее член настроен на то,
чтобы участвовать в таких действиях.
Принадлежность человека к системе проявляется не в понимании им законов системы,
а в бессознательном следовании этим законам, в чувстве того, что чувствует
система. В склонности насмехаться тогда, когда "нормальный человек" должен
насмехаться, и ворчать, когда "нормальный человек" ворчит. Причем
мотивировать свою позицию не нужно и даже нежелательно. Эта способность
прививается человеку при вращении в системе (если он родился в этой
системе - то с детства). Требования системы, будучи внедрены в подсознание
человека, не только проявляются эмоционально, но и переходят на сознательный
уровень путем кривологики и двойных стандартов. Если человеку нужно прийти
к мнению, продиктованному системой - он либо ошибется, чтобы к нему прийти,
либо, сам того не замечая, применит двойной стандарт.
Примечательно, что само общество по-настоящему не любит свой порядок.
Люди придерживаются порядка, потому что иначе не будут уважать, иначе
могут обидеть. Если человека утомило то, чего от него все время требовали, то
он злорадствует, когда другим тоже приходится этому соответствовать.
Человек пытается отыграться за то, что усложняли жизнь ему, тем, что
точно также усложняет жизнь другим. Итого, господствует порядок, который
всем неприятен. Общество в равной степени считает ненормальными как тех,
кто отрицает его нормы, так и тех, кто любит эти нормы искренне. Если этих
первых называют "развратниками", то вторых - "святошами".
_+_+_+
Хотя существующий порядок никто нарочно не придумывал, он, в силу своей
природы, имеет свои задания. Основное задание - сохранить неравенство и
кастовость - то, что люди унаследовали еще от животных. В сущности,
порядок стремится укрепить сам себя. Другое задание -
защитить некоторые интересы некоторых людей - а именно, те интересы, которые
предписаны человеку его ролью.
Этим целям, среди прочего, служат двойные стандарты. Поступок человека
воспринимается по-разному, в зависимости от того, какого ранга
и какой касты человек его совершил. С двойными стандартами, человек
осуществляет несправедливость (относясь к людям по-разному и вне
соответствия с тем как они заслуживают), и даже не замечает несправедливости.
Например, если "высший" и "низший" одновременно раскрыли рот и заговорил
"высший", то это воспринимается нормально; если же заговорил "низший" - то
сразу возникает неприятие: "фу, какой невежливый, перебивает". Возможно,
у самого говорящего тоже возникает самоосуждение - из-за предрассудка
"я - низший, мне положено молчать".
Если "низший" бьет "высшего" - виноват "низший", проявляет агрессию. Если
"высший" бьет "низшего" - опять же виноват "низший": довел.
Итак, есть ранги людей: "высшие", которым позволяется больше, и "низшие",
которым меньше. Но еще важнее деление людей на касты. Каждой касте соответствует
то, что человек из касты должен, на что имеет право, что ему простительно, и что - запрещено.
Проявляется это, опять же, в эмоциональной оценке его поведения окружающими.
Одна из причин кастового мышления - то, что ветхий человек мыслит шаблонами -
ему ведь так легче. Но главная причина кастовости - запросы; когда человеку
нужно или хочется, чтобы другой человек имел такие черты (действительные
или мнимые), каких не желает иметь он сам. Так он мысленно пытается занести
другого человека в некоторую касту, отличную от своей. Общими усилиями большинства
людей кастовое разделение становится действенным.
Например, некоторый мужчина любит себя гордым и подчеркнуто самодостаточным.
Но ему хочется строить определенного рода отношения с людьми слабыми,
несамостоятельными, нуждающимися в защите. Он развивает такую теорию: "Настоящий
мужчина должен полагаться только на себя, не должен показывать свои слабые
стороны. Иначе это вообще не мужчина, а черт знает что. А женщина - только
тогда женщина, когда она нежная, хрупкая; ответственная работа - это не для женщин".
Вот это и есть кастовое противоставление мужчин и женщин.
Есть еще такие касты: "святой", "учитель", "дурачок", "неприкасаемый",
"мальчик для битья". Поскольку у коллектива есть потребность в таких ролях,
на них стараются кого-нибудь назначить.
Суть кастового строя общества можно понять через рынок. На рынке есть две
основные касты: продавцы и потребители. Каждому продавцу нужны
потребители, чтобы осуществить свое дело, и наоборот. Продавцу другие продавцы
не нужны, даже мешают, соревнуются с ним. Зато с ними он может поговорить
по душам - у них ведь общие проблемы. А с потребителем разве поговоришь - он
же не поймет. Тебе хорошо когда цены высокие, а ему хорошо когда низкие.
Вот, есть два основных типа влечения между людьми:
Внутрикаствове - оно относительно прохладное, омраченное соревновательностью,
зато понимающее.
Разнокастовое - более насыщеное, зато исключает понимание. Допускает приступы
озлобления.
Например, когда говорят, что дружба и любовь - это разные вещи, то это для
человека, который так говорит, и является правдой: у него "дружба" -
внутрикастовое (обычно такой человек не верит в дружбу с противоположным полом),
а "любовь" - разнокастовое.
Одна из составных частей самосогласованного безобразия - "у каждого своя
правда". "Высший" верит в то что ему позволяется больше чем другим,
и в собственное превосходство. Член каждой касты верит в "правду",
соответствующую этой касте.
Еще очень важная часть - законы, и прежде всего - неписаные законы.
Есть два рода законов:
Общеполезные, для общего блага. Считается, что их должны выполнять все.
Но на деле же они обязательны только для "низших", а "высшие" могут их
нарушать, да еще и добиваются что их за это не порицают. Но "высшие" требуют
соблюдения закона от "низших", также и "низшие" требуют их соблюдения друг
от друга. Есть такая пословица: Если украл сто рублей - сидишь в тюрьме.
Если украл миллион - сидишь в парламенте. Многие из законов этой
категории даже не являются общеполезными, а установились с целью
"отличить богов от простых смертных".
Кастовые законы. Свои для каждой касты, их нарушение не прощается.
Например, у касты женщин есть закон - женщина не соглашается с
первого раза. А если какая-то соглашается - этим она грешит против касты.
Ее презирают и другие женщины, и мужчины, заносят в непочетную
касту "шалава", и считают ее чуть ли не "неприкасаемой".
Кастовая система не является четкой; каждая сторона общественной жизни
имеет свое кастовое разделение, которое может и не распостраняться на другие
стороны жизни; ранговая система отчасти перемешивается с кастовой.
Например, "начальник" - это отчасти высший ранг, а отчасти отдельная каста.
Только начальник может принимать официальные решения; хотя другие, более
влиятельные члены группы, могут при этом на него давить.
Двое или несколько людей могут устроить среди себя кастовое противоставление,
которое не существует для остальных людей. Это называется роли, статус.
Статус, обязательства и кастовая роль вынуждают человека говорить одно и не
говорить другое. Это плохо, говори только то что думаешь.
"Цена" и "планка" - взаимопроникающие величины. Человеку высшего ранга все
дается на более выгодных условиях; человеку из каждой касты легче получить
то что ему предписано кастой. Если у человека низкий ранг но ему нужно
чтобы к нему отнеслись как к более "высшему" - он компенсирует
низкий ранг тем что предлагает больше и выгоднее.
Если ты что-то сделал (связанное с другими людьми) - ты этим влияешь
на порядок, чуть-чуть корректируешь ранги и кастовые места отдельных людей,
а также сущности каст. Причем здесь очень важно, насколько охотно ты
согласился на какую бы то ни было "операцию". Ты увеличиваешь "спрос" или
"предложение", а стало быть влияешь на "рыночную цену"; ты повышаешь или
понижаешь свой ранг; ты добиваешься новых прав для своей касты, или же
ослабляешь табу своей касты. Если же ты
чего-то не сделал - происходят обратные процессы.
Молодец тот кто нарушает порядок таким образом что делает его (порядок) лучше.
Например, тот, кто покупает когда все продают. Он делает хорошо и себе -
обогащается, и рынку - многие продавцы получают возможность продать, и довольны.
Мужчины и женщины, которые игнорируют вредные мужские и женские табу - делают
лучшими отношения полов, каждому становится легче найти то что ему нужно.
Рангово-кастовая система - неправильна в принципе. Рангово-кастовое
мышление всегда является ошибкой и ложью.
|
|