Зло, которое принято не замечать

Добавить согласие с неправильной "политикой партии". Административное чутье. Все действия человека на что-то стимулируют других людей. Если человек не украл деньги со стола - это еще не доказывает его наивысшую честность.

А каких людей в мире больше - хороших или плохих? Чтобы это понять, следует посмотреть на их плоды. Большинство людей несчастливы. По своей вине, или по вине друг друга - все равно, ясно, что плохого в людях больше, нежели хорошего.

Если человек никого не убил, не искалечил, ничего не украл, ничье сердце не разбил - достаточно ли этого, чтобы считать его хорошим? Он мог не сделать то хорошее, что должен был. Он мог сделать много мелкого, незаметного зла. Он мог сделать даже большое зло, которое осталось незамеченным, так как, согласно обычаям общества, оно не считается злом, и люди вообще не умеют обращать внимание на такое. Oгромное количества зла осуществляется тихо и незаметно, отравляя людям жизнь. Сами люди и делают это зло.

Людей, совершавших крупные преступления, немного. Но ведь очень многие люди имеют волю ко злу. Наверное, редкий человек не склонен чувствовать зависть, мстительность, надменность или унижение. Можно предположить, что люди, обладающие такими чувствами (то есть, почти все), являются скрытыми злодеями, но вынуждены притворяться хорошими. Что же мешает злодею выразить свою злодейскую сущность?

Трусость: сделать человеку зло - значит приобрести врага в его лице. Наживать врагов - дело опасное, с непредвиденными последствиями. Поэтому злодей-трус не делает никому зла (разве что самым беззащитным членам общества; или если очень уж допекут). Кого он очень боится или кто ему нужен - даже притворяется, что любит. Это даже может не быть осознанная ложь, это срабатывает на автомате.
Вот почему часто человек становатся гораздо более капризным и злопамятным, когда ему должны или перед ним виноваты - то есть, когда человек не подвергается осуждению, то проявляются сокровенные стороны его характера.

Злодей-трус старается держаться подальше от любого грязного дела: ему главное - самому остаться чистым, а помешать злу - нет у него такого желания. Многие поступки он считает плохими просто потому, что кто-то будет на него сердиться. Такой человек является вредным человеком: он вредит мало, но все же больше, чем приносит пользы. Собственно, мировое зло делается по его молчаливому согласию.

Закон пещеры - модификация волчьего закона, очень распостраненная в человеческой среде. Первобытные люди жили в трудных условиях и очень зависели друг от друга; а кто был бесполезен для остальных - того запросто могли выгнать из племени. И сейчас, все люди, а особенно родные либо трудовой коллектив, повязаны общими потребностями: если одному хорошо, то вероятно, и другим хорошо; если одному плохо - вероятно, и другим плохо. Так что волей-неволей приходиться что-то делать для общего блага. Поэтому в "пещере" верхний - это тот, кто делает больше всего общеполезных вещей, с ним не спорят - ведь без него всем было бы хуже. А нижний - это тот, кто не работает на общее благо, является обузой. Его гипотетически можно "бросить за борт". Если же он не хочет за борт, можно предьявлять к нему любые требования, и он побоится от них уклониться (в таких случаях, испытывают чувство "мне неудобно"). Поэтому один из способов утвердить свое положение - показательно делать что-то, нужное другим. Часто можно услышать спор: "давай я для тебя это сделаю", "нет, низачто, я сам сделаю".

Человечество изобрело множество способов, позволяющих людям причинять друг другу зло из корыстных мотивов, причем так, что это зло имеет вид добра.

Любая, даже самая бесстыдная, ложь, войдет в историю как правда, если в ее пользу будет достаточное количество штыков. Захвати страну, вырежь немножко жителей для устрашения, а потом заставь всех говорить, что ты - великий благодетель этой страны. Если будешь сохранять мощь и атмосферу страха - в будущем тебя будут уже искренне считать благодетелем. Когда люди кого-то побаиваются, то сами "понимают", почему прав именно он.
Именно поэтому, мораль всегда служила интересам сильнейших. Подлость, которую делают все, не считается подлостью. Действие морали просто - сразу много людей, защищая интересы свои или интересы сильнейшего, кричат, что какое-то действие "грязное", "бесчестное", "аморальное", возможно множество эпитетов; крики даже могут подкрепляться камнями за пазухой. Другие люди, слыша такие слова (и догадываясь о наличии камней), волей-неволей начинают избегать действия, названного аморальным, и, опять же, сами находят обьяснение, почему это действие действительно плохое и грязное. Воровство и убийство - считаются аморальными, не потому, что они плохи (хотя на самом деле плохи), а потому, что невыгодны большинству. Большинство людей слишком трусливы, чтобы делать это, но могут пострадать, если это сделает другой по отношению к ним. Общество сильнее горстки преступников - мораль защищает общество. Указывать человеку на ошибки - это хорошо, но считается аморальным по той же причине - немногие имеют смелость это делать, а других это уязвляет. Носить необычную одежду и необычно себя вести - не хорошо и не плохо. Но тоже считается аморальным, потому что большинство людей соблюдают стандарт, боясь, что их будут сторониться, зато сами чувствуют неловкость в присутствии тех, кто не соблюдает. Опять: мораль защищает интересы большинства. Предательство считается аморальным, предательство - это жертва интересами группы ради своих интересов, а человек слабее, чем его группа. Государственная измена считается аморальной, потому что правительство сильнее, чем гражданин. Супружеская измена считается аморальной, потому что на человека большее влияние имеет постоянный партнер, чем временный партнер. Иметь несколько партнеров считается аморальным, потому что большинство людей недостаточно энергичны, недостаточно привлекательны и ласковы, чтобы иметь более одного партнера, но в глубине души завидуют тем, кто имеет; а самыми влиятельными являются люди среднего возраста, большинство из них женаты. Не соглашаться с родителями считается аморальным, потому что в долгий период, пока личность ребенка только формируется, родители имеют над ним абсолютную власть. Аморально - называть одну идеологию самой истинной, поскольку тогда абсолютное большинство людей, которое придерживается других идеологий или не придерживается никакой, чувствует себя обиженным.

Близким человеком манипулируют, и это называется красивым словом "любовь". Идея проста: если этот человек делает не то, что ты хочешь, или делает так, что твое на него влияние слабеет, ты причиняешь ему боль. Получается либо брутальное угнетение одного другим, либо постоянная борьба. Так обычно получается при наличии сильного чувства, называемого любовью, так как легко причинить ощутимую боль. Также возможно для связанных общим интересом. Распостраненный способ причинить боль близкому - обидется на него: "ты меня этим убиваешь!". Как вариант - огорчаться при определенных действиях человека, либо воспринимать их как личную обиду. Вообще, ранимый и ранящий - это почти синонимы.

Почему-то факт "любви" определяют по наличию взаимной либо односторонней манипуляции, а не по искреннему желанию друг другу хорошего. Вот, известная фраза: "Как? Если мы расстанешься, ты не будешь страдать? Получается, ты меня не любишь?" В ней говорится о манипуляции, а вовсе не о любви. Реже, но тоже часто, "любимым" человеком неизменно восхищаются. Это делается вовсе не из любви (что же хорошего - человек будет жить в ложном убеждении о своих достоинствах), а чтобы укрепить свое влияние на человека (трудно не проглотить наживку лести). Еще более опасная сладкая ложь - это "все плохие, а ты у меня хороший".

Вывод: если отсечь трусость, закон пещеры, мораль и манипуляцию, то настоящего добра окажется довольно мало. У ветхих людей добротой называется трусость, добродетелью мораль, любовью манипуляция, альтруизмом - самоутверждение с помощью закона пещеры. Но настоящее добро есть, почему бы ему не быть?

Между людей живет прочно укоренившаяся Система, она поддерживается самими людьми и их же делает несчастными.

Почему во многих умах столь прочно укоренился предрассудок, что правильное и приятное - противоположны? "Что ты занимаешься приятным, ты занимайся полезным" или "грешники погрязли в своих удовольствиях". Предрассудок приводит к тому, что люди избегают приятного, и считают такую жизнь "правильной". А почему именно это правильно - никто не может убедительно обьяснить.

Вдумайся в такую тираду: "Давай, добивайся успеха! А то конкуренты тебя раз-два и обскачут. Ты должен выйти в люди! Я же тебя уважать не буду, если не займешь почетное место в обществе". Не правда ли, дурацкая гонка за успехом? Но как много сил она забирает! И как серьезно многие к ней относятся! Сколько усилий - чтобы заставить других уважать себя - при том, что они точно так же добиваются твоего уважения, так что и твои, и чужие усилия фактически пропадают впустую. И как мало при этом остается сил на то, что тебе нравится, на то, чтобы сделать свою жизнь приятнее, не говорю уже - помогать другим.

Но наличие людей, бредящих успехом - это еще полбеды. Они ведь создали обстановку, в которой жить иначе трудно. Перестанешь лезть наверх, подминать под себя других - скатишься вниз, тебя затопчут. И желающих вытащить тебя найдется немного. Вот и приходится, через не хочу, становиться таким, как они.

Брак считается чуть ли не синонимом счатья, а также главным достижением в жизни. Эту свою резолюцию общество защищает очень яростно. На деле же, супружеская жизнь превращается во взаимное издевательство: каждый знает и использует то, что другой от него никуда не денется. Циничная манипуляция, придирки, бесконечное выяснение отношений являются отчасти борьбой за более выгодный статус в паре, но все больше превращаются в самоцель. Легенда о том, что в браке хотят найти счастье, увы, прикрывает невзрачную правду о том, что каждый стремится приобрести власть и удовлетворить гендерную гордыню, а тот, кто послабее - заручиться вожделенной близостью противоположного пола. Брачные узы не строятся на доверительности, напротив, муж лжет жене, что она - лучшая в мире женщина, а жена лжет мужу, что он - лучший в мире мужчина. Не правда ли, нехорошо все получается?

Для многих людей секс является чуть ли не главной радостью жизни. (Если читатель не согласен - пусть обратит внимание на то что говорится очень редко и шепотом; и на то что никогда не говорят, хотя часто так и хочется сказать; и на мечты, витающие на границе сознания). Но почему-то эта радость добывается с большим трудом и со множеством побочных эффектов, вроде соперничества, обязательств, ссор и даже депрессий. Понимай как хочешь: или людям трудно добыть радость; или люди находятся в унизительной зависимости от того, от чего так много страдают (и то и то правда, но об этом дальше).

Люди друг другу не доверяют и относятся как-то странно. Почти всем знакомо чувство "неловко". Какая-то мелочь в твоем поведении может быть использована другими как аргумент, чтобы меньше тебя уважать. Человек охотнее расстанется со своим другом, чем скажет ему о его пустяковой особенности, которая его раздражает. Один человек может потерять всех друзей, но так и не узнать, что всех отпугивает, как он ковыряется в носу. Друзья же бросали его, но постеснялись сказать ему, чтоб не ковырялся. Ветхие люди не могут знать, в чем они хуже, и не чувствовать унижения. Не могут знать, в чем они лучше, и не становиться заносчивыми. Доказать другим, что ты от них никак не зависишь и ничем не хуже их - почти необходимость: иначе об тебя будут вытирать ноги. Людям трудно просто дружить. Хочется непременно самоутверждаться за счет друг друга, причем не редко - за счет ближайшего друга или (и особенно!) супруга.
То, насколько люди привыкли самоутверждаться друг за счет друга, ярко показывает смысл смеха. Этот рефлекс радости превратился в жест издевки: в то время как маленькие дети смеются, когда им хорошо, взрослые, как правило, смеются, когда кому-то другому плохо.

Нормой общения, к сожалению, является дипломатия (та самая, которая есть продолжение войны другими средствами). Большинство людей (их называют хорошо социализированными) обычно подлизываются друг к другу, ошибочно именуя это вежливостью. В то же время, человек впадает в бешенство, если понимает, что подлизываются к нему. Если он не понимает, что к нему подлизываются - ему приятно. Но если понимает - то справедливо возмущается: им хотят манипулировать, или просто укрепить свое влияние на него, или вырасти в его глазах. Чаще всего это проявляется, когда извиняются без причины, что раздражает. Подлизывание - это оружие: если ты удачно подлизался - тебе хорошо, если он к тебе подлизался - ему хорошо (возможно, в ущерб тебе). Чаще всего, если человек говорит другому человеку хорошее в лицо - это неискренне, это чтобы подлизаться. Если же он на самом деле что-то ценит в человеке - то, скорее всего, сохранит это в тайне от него. Опять же: если человек знает, что в нем нужно тебе - он может использовать это как рычаг. Люди делают идолов гораздо охотнее из уже умерших людей: мертвые не будут пытаться извлечь из славы собственную пользу. А плохое говорят, как правило, чтобы обидеть. Говорить неприятную правду тому, к кому относишься хорошо, не принято. Люди не говорят друг другу, что им не нравится, якобы чтобы не расстраивать, и из-за этого, что часто бывает, доставляют друг другу гораздо большие неприятности. Потому что, на самом деле, "не расстраивать" означает не "чтоб ему было хорошо", а "чтобы не оказаться в его глазах человеком, говорящим плохое". Критику могут хорошо воспринять от очень близкого человека (тогда отсутствие подлизывания воспринимается как глоток свежего воздуха). Но недостаточно близкому человеку этого не простят, он уже станет далеким. Наверное, на фоне подлиз, такой человек воспринимается как тот, кто хочет поставить себя настолько выше тебя, что ему даже не нужна твоя благосклонность.

Ветхий человек (обычный, далеко не совершенный) больше всего на свете не хочет обнаруживать себя неправым. И уж тем более - не с подачи другого человека (это считается унизительно). Потому люди и не говорят друг другу об ошибках (кроме как с целью обидеть). Важнейшая вещь - знание о правоте и неправоте - практически не используется по назначению. Оно используется как вычурные формы примитивного языка.



Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Hosted by uCoz