|
Акуна Матата
Слово "счастье" вроде как интуитивно понятное, в то же время не так просто
обьяснить, что именно оно означает.
Если спросишь человека, почему он не является счастливым - он, вероятно,
укажет на что-то, что мешает ему жить; или заговорит о том, чего
ему не хватает; или пожалуется, что его жизнь бессмысленна.
Кудзуши
Это термин из боевых исскуств, означает "вывести из равновесия". Если человек
выведен из равновесия - то он и слаб, и неуклюж, и уязвим.
Равновесие и покой - это совершенно несвязанные вещи. Если тебе кажется,
что это одно и тоже - прокатись на велосипеде.
Если человеку что-то мешает или чего-то не хватает - это еще необязательно
беда. Желаемое может быть ненужным, а помеха может быть надуманной.
Кудзуши человеческой жизни - оно в том, что человек, либо из-за того, что ему
что-то мешает, либо чего-то не хватает, или просто в силу несовершенства
конструкции своей души, не может честно отвечать себе на вопросы, не вполне
может управлять своей жизнью, и пребывает в конфликте с самим собой.
Наверное, правильнее всего будет сказать, что счастье - это когда нету кудзуши.
Пустота
Говорят, человек чувствует внутри себя какую-то пустоту. Он чувствует ее всегда
и боится ее. Есть даже мнение, будто все человеческие стремления - это тщетные
попытки заполнить эту пустоту. Чего-то самого главного недостает в человеческой
душе.
Что же это за пустота? Почему она так болезненна? Что должно быть на ее месте?
А существует ли эта пустота на самом деле? Откуда мы знаем? Есть лишь ощущение
пустоты. Ощущения бывают как правдивыми, так и ошибочными. Мы учимся отличать
правдивые от ошибочных, проверяя их; или сравнивая с другими, достоверными.
Если человек, например, не доверяет своему зрению - то через секунду он
убедится в наличии стенки собственным лбом. Но ощущение пустоты внутри - не
с чем сравнить и невозможно проверить. Если оно что-то и означает - то его
настоящий смысл едва ли имеет что-то общее с нашим ощущением.
Приходится признать: пустота внутри человека - иллюзия. Человек ее чувствует
по ошибке. Действительно, хотя он - и разумное существо, но разум
у него играет далеко не ведущую роль; человек еще не привык быть
разумным. Обретение разума стремительно (по масштабам эволюции) вытолкнуло
человека из тесного, но предсказуемого мира инстинктов, где все чему-то
подчинено, а высшие задачи не обдумываются, не осознаются и не могут
осознаваться, в мир свободной воли, где обо всем приходится думать самому.
Потому и есть обьяснимое ощущение, будто чего-то самого главного не хватает.
Человек уже способен понять, что все,
что стоит или будет поставлено в центре, не является настоящим центром. Самое
время понять, что сама идея централизации - столь же бренна.
Так в чем же смысл жизни?
Если честно - то не знаю. А может ли он быть вообще? Правильно ли подчинять
свою жизнь какому-то гипотетическому смыслу?
Если он есть - то вряд ли мы сможем его сформулировать. Все, что мы сможем по
этому поводу сказать, будет в лучшем случае лишь приблизительным, неполным
представлением о нем. Он - как сама истина: башня бесконечной высоты,
выстроенная в любом месте.
Если_+_+ человек может сам переопределять, от чего он счастлив и к чему он
стремится; уместно ли говорить о задаче жизни? Если подлинная задача есть
- то ее нельзя почувствовать, можно только понять.
А можно ли сказать, что такое "Человек с большой буквы"? Наверное, этот вопрос
так же вечен, как и создание такого человека.
Слово "счастье", а также "любовь" (в смысле, между двумя самыми близкими
людьми) окружены множеством предрассудков, ими пользоваться - значит сбивать
себя с толку. Чем спорить, что такое счастье, лучше сказать, что такое Акуна
Матата: ты не являешься выведенным из равновесия, не мучает чувство
пустоты внутри или бессмысленности жизни. Вряд ли такого состояния можно
достичь, если нет рядом кого-то, кому можешь доверить все. Не будем слушать
дремучие поучения о любви, лучше построим с близким человеком Акуну Матату.
И даже - с близкими людьми.
|
|