Акуна Матата

Слово "счастье" вроде как интуитивно понятное, в то же время не так просто обьяснить, что именно оно означает.
Если спросишь человека, почему он не является счастливым - он, вероятно, укажет на что-то, что мешает ему жить; или заговорит о том, чего ему не хватает; или пожалуется, что его жизнь бессмысленна.

Кудзуши
Это термин из боевых исскуств, означает "вывести из равновесия". Если человек выведен из равновесия - то он и слаб, и неуклюж, и уязвим.
Равновесие и покой - это совершенно несвязанные вещи. Если тебе кажется, что это одно и тоже - прокатись на велосипеде.
Если человеку что-то мешает или чего-то не хватает - это еще необязательно беда. Желаемое может быть ненужным, а помеха может быть надуманной. Кудзуши человеческой жизни - оно в том, что человек, либо из-за того, что ему что-то мешает, либо чего-то не хватает, или просто в силу несовершенства конструкции своей души, не может честно отвечать себе на вопросы, не вполне может управлять своей жизнью, и пребывает в конфликте с самим собой. Наверное, правильнее всего будет сказать, что счастье - это когда нету кудзуши.

Пустота
Говорят, человек чувствует внутри себя какую-то пустоту. Он чувствует ее всегда и боится ее. Есть даже мнение, будто все человеческие стремления - это тщетные попытки заполнить эту пустоту. Чего-то самого главного недостает в человеческой душе.
Что же это за пустота? Почему она так болезненна? Что должно быть на ее месте?
А существует ли эта пустота на самом деле? Откуда мы знаем? Есть лишь ощущение пустоты. Ощущения бывают как правдивыми, так и ошибочными. Мы учимся отличать правдивые от ошибочных, проверяя их; или сравнивая с другими, достоверными. Если человек, например, не доверяет своему зрению - то через секунду он убедится в наличии стенки собственным лбом. Но ощущение пустоты внутри - не с чем сравнить и невозможно проверить. Если оно что-то и означает - то его настоящий смысл едва ли имеет что-то общее с нашим ощущением.
Приходится признать: пустота внутри человека - иллюзия. Человек ее чувствует по ошибке. Действительно, хотя он - и разумное существо, но разум у него играет далеко не ведущую роль; человек еще не привык быть разумным. Обретение разума стремительно (по масштабам эволюции) вытолкнуло человека из тесного, но предсказуемого мира инстинктов, где все чему-то подчинено, а высшие задачи не обдумываются, не осознаются и не могут осознаваться, в мир свободной воли, где обо всем приходится думать самому. Потому и есть обьяснимое ощущение, будто чего-то самого главного не хватает. Человек уже способен понять, что все, что стоит или будет поставлено в центре, не является настоящим центром. Самое время понять, что сама идея централизации - столь же бренна.

Так в чем же смысл жизни?
Если честно - то не знаю. А может ли он быть вообще? Правильно ли подчинять свою жизнь какому-то гипотетическому смыслу?
Если он есть - то вряд ли мы сможем его сформулировать. Все, что мы сможем по этому поводу сказать, будет в лучшем случае лишь приблизительным, неполным представлением о нем. Он - как сама истина: башня бесконечной высоты, выстроенная в любом месте.
Если_+_+ человек может сам переопределять, от чего он счастлив и к чему он стремится; уместно ли говорить о задаче жизни? Если подлинная задача есть - то ее нельзя почувствовать, можно только понять.

А можно ли сказать, что такое "Человек с большой буквы"? Наверное, этот вопрос так же вечен, как и создание такого человека.

Слово "счастье", а также "любовь" (в смысле, между двумя самыми близкими людьми) окружены множеством предрассудков, ими пользоваться - значит сбивать себя с толку. Чем спорить, что такое счастье, лучше сказать, что такое Акуна Матата: ты не являешься выведенным из равновесия, не мучает чувство пустоты внутри или бессмысленности жизни. Вряд ли такого состояния можно достичь, если нет рядом кого-то, кому можешь доверить все. Не будем слушать дремучие поучения о любви, лучше построим с близким человеком Акуну Матату. И даже - с близкими людьми.



Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Hosted by uCoz