|
Два исхода
Ученик сказал: "Учитель, ты мудр, твои советы всегда верны. Но сегодняшний
день я проживу не так, как учил ты, а так, как все люди. У меня сегодня лень".
Но учитель ответил: "Глупец! Где ты хочешь оказаться - там (вверху) или там
(внизу)? Все то, что ты не сделаешь сегодня, ты рискуешь вообще никогда не
сделать. Твои шансы уменьшатся, а вместе с тем и шансы всего Доброго дела.
Что может быть важнее?". "Так ли важно то, о чем ты говоришь? Но я понял
другое. Лень хочет, чтобы я лежал и никогда ничего не делал. Лень хочет смерти.
Уступать лени было бы безумием".
Все дороги, рано или поздно, так или иначе, сводятся к двум дорогам: одна
ведет к добру и совершенству, другая - к мельчанию души и потере интереса, и в
конце концов приводит в то место, где никогда ничего не происходит. Все
промежуточные состояния являются переходными, промежуточного исхода нет.
Каждый шаг является прежде всего шагом в одну либо в другую сторону:
к победе добра либо к разложению.
Если в человеке есть зло, то зло это будет отравлять человеку жизнь, пока не
убьет его; либо человек избавится от зла. Даже если человек сохраняет себя в
определенном состоянии, то все равно, или события будут почуть-чуть разрушать
его, или завянут его стремления, или обстоятельства изменятся так, что такое
его состояние не сможет обеспечить ни добырх поступков, ни удовлетворения
своих нужд. Но если человек будет решать все эти проблемы - тогда он неизбежно
будет развиваться.
Друг Бога не может сказать "это дело полезно для меня", и поставить точку.
Полезно или вредно оно для других людей? Пользой или вредом оно обернется
в будущем? Полезно или вредно оно с точки зрения более мудрых людей? Все это
может быть незначительным или очень существенным, но нельзя игнорировать тот
факт, что каждый поступок касается всего мира. Важно ли, что он хорош для тебя,
если он плох для мира? Образно говоря, не существует человеческих интересов,
есть лишь Божьи и Дьяволовы.
Нет ничего хорошего в том, чтобы неверные соображения приводили к верным
результатам. Ложным аргументам не место в обосновании правильного тезиса.
Любое рассуждение является в то же время разработкой метода: человек
запоминает, какого рода аргументы способны приводить к истине.
То, что неверный аргумент привел к верному выводу - счастливая случайность.
В следующий раз такой же неверный аргумент приведет к ошибке.
Дело не в рыбе, дело в удочке. Не так важно, что у тебя есть
и чего нет, важно, есть ли у тебя желание и умение добиваться нужных вещей.
Более того, не так важно умение, как важна твоя готовность приобрести умение.
Не так важно, знаешь ли ты истину, важно, будешь ли ты обьективно и
добросовестно искать истину. Любой твой недостаток отделяет тебя от
совершенства. Кто не исправляет недостатки - тот задерживает себя не столь
важном пути к совершенству. У тебя недостаток? С ним ты в совершенство не
войдешь. Или ты его исправишь, сейчас или позже, или ты угаснешь,
промежуточного исхода нет. Ты не сделал полезное дело? Или ты сделаешь что-то
подобное в следующий раз, или через несколько разов, или ты угаснешь. Сделал,
но плохо? Или научишься делать хорошо, или угаснешь. Важна не попытка, а успех.
Хотя без попытки успеха не будет. Добросовестная попытка, пусть даже неудачная
- это шаг в сторону совершенства. А отказ от попытки - шаг в сторону разложения.
Попасть в сложную ситуацию, в некотором смысле, хорошо: научиться в этой
ситуации тому, чему не научился в обыденной жизни.
Ошибка должна быть исправлена, порок должен быть выявлен. Если человек не там
свернул и пошел не по той дороге, то ему будет глупо идти дальше и дальше. Лучше
он поймет, что это не та дорога, и вернется туда, где ошибся, и выберет верную
дорогу. Если человек что-то делает неправильно, то ему оставаться таким
значит удаляться от цели. Он должен признать неправоту и исправиться. Если
неизвестно, каков человек - прав или неправ, добр или зол, склоннен ли к ошибке
- то для него будет тем лучше, чем
скорее это выяснится: если неправ, то он сможет поскорее исправиться, таким
образом потеряет не так много времени и сил, меньше ошибок успеет сделать.
Потому не избегай ситуаций, в которых могло бы оказаться выявленным твое
заблуждение.
|
|