|
Выбор добра
Каждый человек облечен ответственностью короля, врача и священника.
От короля зависит благополучие всей страны, его ошибки стоят очень дорого.
Нет никого, кто мог бы отменить ошибочный указ короля, его решение -
окончательное. А утратить корону он может только вместе с головой.
От ошибок или бездействия врача люди могут умереть. Врач, если не желает
им смерти, должен убедить их лечиться, а они, может, не хотят принимать
правду о своей болезни, может, им лень вовремя принимать лекарства. Хороший
врач лечит всех, не различая - добрые или злые. Священник должен проповедовать
истину людям, которым, может, гораздо удобнее оставаться при своих грехах.
Если они не послушают и продолжат грешить, тем самым принося кому-то вред
- священник будет виноват. Если священник проповедует ложь, следуя которой,
люди будут делать зло - он вдвойне виноват.
Это может показаться странным, но такая ответственность лежит на любом человеке,
безотносительно, сознает он это или нет, добрый или злой, мудрый или глупый,
малодушный или храбрый. Действительно, ведь благополучие всех людей зависит
от всех людей. Значит, есть какая-то, скажем, секция, которая зависит именно
от какого-то человека, например, от тебя. Если не сделаешь то, что должен
был сделать ты - всем будет немножко хуже. А может, и гораздо хуже, жизнь
сложна, тут не угадаешь. Даже если двое не сделали их общую работу - каждого
можно упрекнуть, что он ни сам не сделал, ни другого не уговорил.
Человек, на котором лежит такая серьезная ответственность, обязан не просто
быть добрым, но и быть внимательным к тому, что у него в голове и в сердце.
Ведь его мысли - не только начало его поступков, но и, опосредовано, начало
мыслей, поступков и судеб всех людей на свете. Нельзя терпеть в своей голове
никакую ложь и никакую глупость.
Важнейший с этой точки зрения вопрос: что является добром?
Полного исчерпывающего ответа, наверное, не будет дано никогда. Но многое
из того, что мы слышали на этот счет, может оказаться бесстыдной ложью.
Тут надо думать и разбираться, дискутировать, обосновывать свою точку зрения,
переосмысливать, принимать чужую.
Наверное, единственное, что можно сказать точно - добро предполагает любовь
ко всем людям.
Ни ты, ни твоя семья, ни твой народ - не являются какими-то особенными людьми
и имеют такое же право на твою заботу, как и все остальные. В самом деле, чем
ты отличаешься от всех остальных людей? Тем, что мир виден из зрачков
твоих глаз, и именно твои части тела управляемы непосредственно. Означает ли
это, что твои интересы важнее чьих-то? Никак.
Хорошо быть "без царя в голове", ведь догматическое мышление мешает находить
честные ответы на щекотливые вопросы. Тот царь, который в голове, не дает
спокойно думать, а требует, чтоб ты слепо принимал его высочайшие повеления.
Устрой ему революцию.
А у него много придворных софистов, и каждый кормит тебя удобной ложью.
Ложь о том, что человек - лишь винтик общества. Винтик не сделает многое из
того, что может сделать, а насладиться может лишь малой частью плодов
своих трудов. И почти наверняка винтик - обманут и использован.
Ложь о том, что нужно посвятить жизнь раскрашенной тряпке, и за эту же
тряпку умереть. Люди важнее символов - вот и думай о благе людей.
Ложь о том, что мир совершенен, и нужно только прийти в согласие с миром.
Это очевидная неправда, но дает подлое успокоение. Все гадости в мире
совершаются по молчаливому одобрению человека, полагающего мир совершенным.
Неправда, что в жизни бессмысленно. Если б так оно и было - тогда бы
ничто не имело значения, даже то, знаешь ты, что "все в жизни бессмысленно",
или нет. Тут не ошибешься, так незачем и беспокоиться об этом варианте.
А вот если не все бессмысленно - тогда как раз имеет значение, что делать.
Когда думаешь, как поступить - то не стоит привлекать версию "все бессмысленно",
так как она ничего не подскажет. Эта версия бесполезна, можно, ничего не
теряя, выбросить ее из головы. Те, кто говорит тебе "все бессмысленно", на
самом деле хотят,
чтобы ты считал бессмысленным одно, но не считал бессмысленным другое.
Нет никакой Судьбы, она не ведет за собой согласных и не тащит несогласных.
Есть бесчисленные варианты будущего, и какой реализуется - зависит от твоих
действий.
Сделать лучше - можно. Всегда.
Нет и не может быть четкой инструкции, как именно.
Смотри, разбирайся, дискутируй, пробуй, ошибайся и снова пробуй.
Все зависит от тебя. Никто не гарантирует, что получится, и никто не...(?)
не получится.
Может помочь только чудо? Соверши чудо.
Сочуствуешь человеку, думаешь: "ах бедный, бедный"? Так сделай его "богатым".
Всякий человек - это человек. Не согражданин и не инородец, не партнер и не
враг, не начальник и не подчиненный, не святой и не подонок, не нормальный
и не ненормальный, не родственник и не чужой, не мужчина и не женщина.
Главное в человеке - сердце. Значимую сущность человека составляют его мысли,
а проявляют поступки. Важно, добрый он или злой, мудрый или глупый,
какие у него черты характера, таланты, мечты. Однако, коль скоро
он живет в физическом мире, то имеет и такие несущественные атрибуты:
тело, паспорт, дом и кошелек.
Душа паспорта не имеет. Место человека в мире, его национальность, родство,
обещания, заслуги - это не записи в духовном паспорте. Знать эти вещи может
быть полезно только с практической точки зрения: если это поможет истолковать
действия человека и происходящее вокруг него. Это вспомогательное знание,
сегодня правильное умозаключение из всего этого может быть одно, а завтра -
вроде как совсем противоположное.
Человек - не только часть общества, не только представитель народа или
группы, прежде всего, каждый человек - это единственный в своем роде
подвид человечества. Стандартный серенький член общества - это просто тот,
кто зарыл свою индивидуальность в землю. А если развиваться - то неизбежно
станешь особенным, непохожим ни на кого другого, жизнь будет интересна,
исполнена новых ситуаций, возможностей и решений.
Хорошо ли быть самым незаменимым? Это ни к чему. Уйди из страны, где все
люди считаются взаимозаменяемыми, в страну, где каждый человек незаменим.
Первая страна называется "толпа", у второй нет названия, так как она невидима,
не имеет ни границ, ни администрации.
Всякий человек свободен (независимо, сознает он это, или нет). Все люди
участвуют в истории мира, и от каждого человека зависит, каким будет
все будущее.
Каждый человек может принять любое из множества решений. Решения неравноценны.
Среди них есть и неплохие, и отвратительные, и великолепные.
Каждый человек в ответе - не только за то, что он делает, но и за судьбу
всего мира. Ведь судьба мира творится всеми людьми сообща.
Добродетель требует издержек. Чтобы стать лучше, придется чем-то поступиться.
Не чем-то хорошим, а чем-то плохим. Это может оказаться трудно.
Бог предлагает сьесть пирог и сохранить его. Дьявол заставляет платить за
пирог, которого ты не ел.
Можно стать совершенным, даже нужно. Это и больше возможностей, чтобы творить
добро, и больше желания делать добро, и более правильное, более глубокое
понимание, что такое добро.
Нету и не может быть образца совершенства. Более того, всякий шаблон перекроет
дальнейший путь. Совершенствование - это бесконечный поиск лучшего.
Мир не делится на друзей и врагов, все люди тебе - и враги, и друзья. Враги -
потому что иногда делают зло. Друзья - потому что ты их любишь,
и потому что иногда они хотят хорошего, а значит, можно обьединить с ними
усилия. Ты ведь и сам иногда хочешь плохого - стало быть, сам себе
враг. Все люди - игроки в судьбе мира, каждый отчасти играет на хорошее,
отчасти на плохое (добрый - чаще на хорошее, злой - чаще на плохое).
Есть люди, говорящие "мир справедлив", они ждут от мира якобы причитающейся
им справедливости и часто остаются с носом. Другие люди усвоили, что мир
несправедлив, и из этого делают вывод, что надо быть несправедливыми самим.
И то и другое неверно. Мир не является единой организованной силой,
бессмысленно говорить, справедлив он или нет. Хотелось бы, чтобы в мире
было больше справедливости, но реальность не изменится просто от того, что
ты будешь в это верить (или даже наоборот, кто-то злоупотребит твоей
наивностью). Поступай сам справедливо, и в силу этого мир станет чуточку
справедливее. Маловато будет? Убеди других тоже поступать справедливо.
Нужно ли любить человека вместе со всеми его пороками? И да, и нет.
Страшен тот человек, который, вроде как, любит тебя, но при этом принимает
не полностью, пытается топором отсечь ту часть тебя, которая ему не нравится.
В то же время, любить человека - значит желать ему добра,
а ему будет хорошо, если он станет лучше. А, подыгрывая его порокам, ты
ему сделаешь хуже. Подыгрывать порокам человека - это такой скверный способ
подлизаться, который к тому же ведет в тупик.
Каждый человек, в каком-то смысле, создан для того, чтобы стать Сверхчеловеком,
каждый в принципе способен на это. Надо усмотреть в человеке его будущего
Сверхчеловека, и любить его. Он может развиться только из воли самого человека,
не из твоей. Ему придется на этом пути отсечь очень многое от своей личности,
но отсечь может только он сам, а не ты; ты даже не поймешь, что именно и
как надо отсекать.
Человек, который стал на шаг ближе к Сверхчеловеку - это, можно сказать, чудо.
Каждое чудо случается только раз, и ни одно не похоже на другое. Такие
чудеса случаются очень редко; либо надо для этого делать что-то особенное,
верить в чудо и работать именно над этим чудом. Верить в чудеса - не
глупость, а великое здравомыслие. Ибо только чудо может сделать человечество
лучше. Развиваясь обычным ходом, человек не станет чем-то другим; каждый
его следующий шаг будет лишь очередной вариацией его прежних шагов. Если
же в человеке, его же трудом, появляется нечто новое, чего в нем раньше
не было - это наверняка достойно особого внимания, и это единственное,
что меняет лицо человечества. Мудрый человек не только верит в чудо, но и
грамотно умеет рассчитывать на чудо.
Может ли человек стать лучше, ничего не меняя в своих чувствах и помыслах?
Наверное, он может кому-то доказать, что стал лучше. Вероятно, он может
даже действительно стать в чем-то лучше, за счет того, что в чем-то другом
стал хуже. Возможно, он может стать лучше, но следует ожидать, что
вскоре он с такой же легкостью может стать хуже.
Только если человек стал другим - его достижения надежны.
Путь к просветлению - узок, крут и извилист. Из множества возможных
решений лишь
немногие сделают по-настоящему лучше, а большинство вариантов сделают хуже:
явно-хуже или скрыто-хуже. Истинно-хорошие решения, как правило, труднее
остальных: пусть не в том смысле, что требуют больших усилий, а в смысле,
что гораздо труднее на них решиться. Найти эти решения иногда непросто,
надо думать, разбираться, пробовать, ошибаться и снова пробовать.
В этот путь лучше не брать громоздкий багаж, вроде обязательств перед обществом,
собственного достоинства или книги заслуг. Лучше всего послужить добру сможет
тот, кто прост, в смысле, не усложняет самому себе жизнь.
|
|