Семь корней зла

Корень зла - в тебе самом. Та грань твоего сердца, которая ведет к плохим мыслям, плохим чувствам и плохим поступкам.

Мне известно семь основных проблем сердца, общих для всех людей. Борись с ними. Ни в коем случае не считай их частью себя (хоть это попросту недостатки твоей природы); это враги, помыкающие тобой как паразиты. Вот эти семь врагов:
1. Гордость, 2. Мелкость, 3. Эгоизм, 4. Ограниченность, 5. Безответственность, 6. Потворство, 7. Самоложь

1. Гордость
Гордость оперирует в корне неправильными категориями: "выше" и "ниже". С ее точки зрения, человечество делится на тех, об кого ты можешь вытирать ноги, и кто может вытирать ноги об тебя. Если Гордости кажется, что ты можешь вытереть о кого-то ноги - у нее возникает желание сделать это. В то же время, ее приводит в бешенство, если хотя бы возникает подозрение, что некто вытирает ноги об тебя.
Гордость делает человека мстительным. С ее точки зрения, если кто-то тебе навредил - этим он возвысился над тобой. Навредить ему в ответ - якобы способ восстановить или даже повысить свой попраный статус.
Гордость делает человека завистливым. С ее точки зрения, обладание чем-то хорошим и вообще любое преимущество - это то, что делает человека выше.
Гордость не дает прислушиваться к чужому мнению. Ведь, с ее точки зрения, слушать кого-то - значит признавать его превосходство над собой. Потому и считается унижением, когда поучают.
Гордость не позволяет признавать свои ошибки, и тем более исправлять их - потому что, с ее точки зрения, сознавать себя неправым - удел слабых. Вообще, она не признает под "прав-неправ" соответствия истине, а для нее это лишь одно из проявлений "выше-ниже". Якобы, кто выше, тот и прав.
Гордость не дает открываться близкому человеку, а в то же время стремится манипулировать им. С ее точки зрения, влиять на кого-то - значит возвыситься над ним.
Гордость проявляется не только и даже не столько в превосходстве, сколько в унижении. Чувство унижения - это ее функция, Гордость - единственный орган, могущий чувствовать унижение. От унижения человек бесится, копит злость, и становится еще более гордым.
Как ни странно, часто Гордость довольствуется равенством: возвыситься над всеми все равно нереально, зато "поставить на место" кого-то еще - очень важно. Унизить же она готова того, кого унизят все: так безопаснее. Иногда же наоборот, Гордость соглашается на подчиненное положение ради того, чтобы возвыситься над кем-то еще.
Коварство Гордости - в том, что ее деятельность кажется отчасти оправданной из-за Гордости в других людях. Твоя Гордость говорит тебе: "я добьюсь тебе хорошего статуса и тогда тебе реже будут причинять вред". Это отчасти правда. Это делает Гордость заразительной. Однако на самом деле Гордости всех людей - это союзницы, они сообща заставляют людей противостоять друг другу, и тем самым добиваются своего - наращивают влияние, каждая внутри своего человека; людям же от этого плохо - трата сил на борьбу и умышленный вред друг от друга.
Сила Гордости - в том, что тебя беспокоят статусы: высокое положение тебя радует, низкое - раздражает. Если хочешь избавиться от Гордости - пусть статус трогает твой разум не больше необходимого; и совсем не трогает твои чувства.

2. Мелкость
Мелкость считает тебя маленьким - в любом смысле этого слова. В противостоянии она считает что ты проиграешь. В деле она считает, что у тебя не получится. Она считает, что твое мнение ничего не значит: "да кто я такой?". Мелкость любит статус кво. Она хочет, чтобы тебя ничто не интересовало. Ее идеал - человек, который уснул вечным сном. Мелкость коварна тем, что создает иллюзию покоя. Человек, становясь все более одержим Мелкостью, не ощущает никакой гармонии, но ему трудно дать Мелкости отпор, так как становится все более безразлично. Мелкость незаметно засасывает человека в свою бездну.
Мелкость - вовсе не противница Гордости, они примерно независимы.

3. Эгоизм
Тут комментарии излишни. Эгоизм, может быть, и полезен для тебя, но он точно вреден для всех. Желай людям добра вне зависимости, где ты и где не ты; где твое дело и где не твое дело.

4. Ограниченность
Ограниченность делает некоторые факты недоступными для твоего разума. Она ограничивает по разному: или просто тебе не приходит в голову задуматься о каком-то варианте. Или, признавая один вариант неправильным, ты автоматически принимаешь второй, не задумываясь о третьем и четвертом.
Но более опасная Ограниченность - та, которая блокирует информацию умышленно: или "я верю, что это так, а кто не соглашается - его проблемы", или "это святое, как ты смеешь критиковать?", или "этого не может быть, всякому понятно". Ограниченность загоняет тебя в обедненное подобие мира, где не существует многого, что есть в реальном мире. Например, если человек говорит "я верю, что любой в глубине души - эгоист", то, даже если ему встретится искренний альтруист, его сознание отвергнет, не допустит этот факт, и человек вместо того, чтобы принять то, что есть, подыщет доказательства, чтобы привести реальность в соответствие со своей Ограниченностью.
Берегись "святых" вещей, всякую вещь оценивай обьективно и всесторонне. Если есть вещь, которая считается святой, не допускает критики, вещь, слыша критику которой человек захлебывается от возмущения - можно не сомневаться: здесь зарыта большая ложь или большая непорядочность, которую человек скрывает сам от себя.
Ограниченность упрощает картину мира. Например, часто бывает, что человека воспринимают лишь как одну его черту.
Ограниченность также уменьшает свободу действий: некоторые поступки не приходят тебе в голову, другие ты считаешь недопустимыми и неприемлемыми. А также приписываешь поступку заранее определенный результат, не задумываясь, сколько разного может получиться на самом деле.
Ограниченность может работать не только предлагая единственный вариант, но и предлагая всего два варианта на выбор. Человек часто рассуждает так: "почему ты сделал так?" "а если бы я сделал эдак - представляешь, как плохо было бы?" Такому человеку в голову приходят всего два варианта: или "так", или "эдак", он между ними и выбирает.
Очень часто Ограниченность навязывает такие два варианта: Как ты к вот этому относишься?" 1. "Хорошо отношусь" 2. "Плохо отношусь" Правильное отношение неизмеримо сложнее: есть и хорошие и плохие стороны, каждая требует своего подхода, пол-вопроса как относиться, и пол-вопроса что с этим делать. Например, как относиться к глупому человеку? Не слушать его советов, но и помогать ему учиться. Здесь правильное отношение нельзя с определенностью отнести ни к хорошему отношению, ни к плохому отношению.
Итак, Ограниченность заставляет жить человека в матрице: видит он только то, что компьютер вывел ему на экран, обедненное и отцензурированное изображение, и действует, нажимая на одну из нескольких предложенных кнопочек.

5. Безответственность
Безответственность верит, что жизнь зависит, может быть, от кого и от чего угодно, только не от тебя самого. В лучшем случае, Безответственность пытается обьяснить, почему тот или иной фактор неподвластен тебе, в худшем она верит, что вообще ничего от тебя не зависит. Обоснования разнообразны: всех ведет Судьба; Бог все равно сделает по-своему; ничто не имеет значения; все предопределено; все, что происходит - к лучшему. Безответственность не верит, что ты можешь изменить самого себя: она говорит "так я устроен", и точка. Если Безответственность не может доказать, что ты тут ничего сделать не можешь - она доказывает, что все, что ты можешь сделать, будет к худшему - "так что не вмешивайся". Прежде всего, Безответственность закроет твои глаза на незаметные действия, а тем более бездействия, которыми ты привел себя или окружающую действительность в то или иное состояние.
Безответственность помогает Ограниченности загонять человека в матрицу: она делает некоторые кнопки неинтересными для тебя, обрезает в твоем сознании некоторые провода, ведущие от кнопок к экрану. С кем-то случилась неприятность - а тебе не думается, что ты мог на это повлиять. Безответственность верит, что всесильный компьютер все равно все сделает по-своему, а тебе останется лишь увидеть результаты и нажать одну из нескольких кнопочек.
Из-за Безответственности человек относится к самому себе скорее как к третьему лицу. Свой собственный поступок он воспринимает как факт, такой же как погода или положение звезд. "Но что же делать, я же знаю что я сделаю", или "посмотрим как повернутся мои чувства", "я уже понял себя - когда я бываю такой и когда эдакий", "я себя знаю", "гормоны определяют мой характер". Такой человек забыл, что его поведение - это то что делает он сам. На самом деле, любой человек несовершенен и не может полностью управлять своими поступками; но учитывать свое несовершенство нужно осознанно. То, что ты не можешь полностью определять свое поведение - это проблема того же типа, как то, что твой противник может тебе помешать.
Безответственность проявляется не только в поступках. Менее известна, но столь же опасна та Безответственность, которая в резолюциях. Предположим, ты этого человека считаешь хорошим, а того - плохим. А почему ты так решил? Отвечаешь ли ты за то, что праведно рассудил? Или тебе так "кажется", и ты считаешь это достаточным поводом, чтобы так считать? Или, напротив, застолбил, что все люди равноценны, дабы уберечь себя от серьезных размышлений.

6. Потворство
Если тебе захотелось что-то сделать, или тебе удобно так делать, или ты склонен так делать - это вовсе не достаточные причины действовать. Если у человека это является достаточной причиной - он грешит Потворством. Потворство делает человека неразумным, его поступки не подконтрольны ему.
Недостаточно, чтобы человек осмысливал свое поведение; важно, чтобы для него осмысление являлось самым весомым аргументом при принятии решения. Потворство умеет действовать и тоньше: очень часто оно подтасовывает доводы, чтобы человек не просто поступил, как ему хотелось, но еще и "понял", почему именно так было правильно.
Поступая по Потворству, ты вряд ли достигнешь даже личного благополучия - ведь далеко не все части твоей души заботятся о твоем счастье. А даже которые заботятся - от непродуманных поступков не всегда бывает польза и удовольствие.
Потворство - не только подчинение своим внутренним желанием, но также подчинение желаниям внешнего мира. Иногда легче подчиниться более сильному человеку, или обстоятельствам, или закону, или табу, даже если это будет неправильно - это также Потворство.
Одно из важных проявлений Потворства - подчинение закону возрастания энтропии. Под энтропией я разумею такую вещь: если ты перешел в состояние, в которое было перейти легко и множество способов - она возрастает; если перешел в состояние, хотя это требовало труда и было мало возможностей - энтропия убывает. Понятно, что у человека, который не работает над собой, энтропия будет возрастать. Однако положение с наивысшей энтропией - не всегда самое приятное, и уж тем более не самое правильное. Например, у больного человека энтропия гораздо выше чем у здорового: здоровый может подцепить любую из множества болезней и для этого вовсе не надо стараться: больной же, чтобы вернуть здоровье, должен делать много определенных действий, требующих денег и усилий.
Было бы неправильно ассоциировать Потворство только с "низменными" желаниями. К примеру, многие люди прямо-таки боготворят внутренний голос, указывающий им что хорошо и что плохо, который они именуют совестью. Можно спорить о природе внутреннего голоса, но никто не обещает, что "совесть" всегда права. Тот же внутренний голос (который, если и не совесть, то неотличим от нее) часто толкает людей на неправильные поступки - например, не говорить неприятную правду (что называется, в разных ситуациях, или "не лезть в чужую жизнь", или "уважать достоинство", и.т.д.), следовать несправедливым законам и обычаям, и, как правило, подводит в самых нетипичных ситуациях, каких заранее не придумаешь. И самое нехорошее то, что некоторые люди считают свой поступок правильным, просто потому что им "велела совесть", а негативные последствия или не принимают в расчет, или пытаются поверить что на самом деле последствия позитивны. В большей части, "совесть" - это воплощенный подсознательный страх человека перед другими людьми. Хотя можно и работать над своей совестью, чтоб ее веления все чаще были действительно верными.

7. Самоложь
То есть неосознанная ложь самому себе. Самоложь может предлагать версии, более удобные для шести вышеописанных вещей, или просто чтобы уйти от неприятных фактов, или из страха, или еще зачем-либо. Однако склонность к Самолжи - это вполне определенный недостаток человека.
Например, рядом с тобой есть сильный злой человек, и он неправ. Если осознавать что он неправ и выражать это открыто - он тебя побьет. Если ты будешь про себя знать, что он неправ, но помалкивать, то будешь чувствовать дискомфорт: а вдруг он тебя разгадает? Этот дискомфорт побуждает к Самолжи: ты и сам, в душе, можешь поверить, что этот злодей прав. Это плохо, потому что ты сделаешься его оправдателем, а там, такова жизнь, и сторонником, то есть уже и сам будешь причиной зла.
Большая Самоложь проистекает обычно из маленького нежелания сказать себе правду. Если все тот же сильный человек вынуждает тебя соглашаться с ним - тебе приходиться прогибаться под него. Но если ты признаешь, что прогибаешься, и прогибаешься именно потому что он сильный и ты его боишься, а не потому, что он в каком-то роде прав - ты, так сказать, прогибаешься только телом. Твоя душа остается обезопасеной от ее влияния, самое худшее - немножко учится трусости. Если же ты внушаешь себе, что и не прогибаешься вовсе, а добровольно и осознанно склоняешься перед его авторитетом, да и вообще твое мнение совпало с его мнением случайно - это ты уже прогибаешься душой. Ты уже врешь самому себе и другим, что мнение этого сильного - святая правда.



Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Hosted by uCoz