Воля к правильному поступку

Мать ругает сына:
- Ну вот, сегодня у тебя опять двойка!
- Так, (слезы), учитель задал тот же вопрос, что и в прошлый раз!


Идея о правильном поступке существует независимо от того, знаешь ли ты о ней. Даже независимо от того, знает ли кто-нибудь. Можно сравнить с уравнением: решение существует, даже если его никто пока не нашел. Найти решение - это достижение, а проверить его может всякий, кто знает математику на достаточном уровне.

Жизнь не признает смягчающих обстоятельств.
Твой поступок, какой он есть (равно как и отсутствие поступка), отразится на состоянии мира. Здесь не имеет значения, что ты знал и чего не знал и чего не мог знать, ни что ты при этом чувствал, ни что на данном этапе ты был по-своему прав. Люди могут учитывать оправдательные и смягчающие обстоятельства. Но жизнь не признает смягчающих обстоятельств. Например, ни один убитый не воскрес из-за того, что у убийцы были найдены смягчающие обстоятельства. Если ты не сходил в магазин по уважительной причине - пусть ты не виноват; но все равно продуктов у тебя нет, все равно ты голодный. И нет ничего хорошего в том, чтобы быть "по-своему правым". Хорошо - быть правым обьективно, то есть с точки зрения результата.

Более того, даже с точки зрения оценки твоей личности, важен прежде всего сам поступок; а причины по которым ты его совершил (или не совершил) - второстепенны. Ведь то, что этим причинам удалось толкнуть тебя на этот поступок (или воспрепятствовать твоему поступку) - говорит о том, что эти причины для тебя важны, важнее чем другие причины, которые могли бы подсказать тебе противоположное поведение. То есть, твое поведение свидетельствует о твоих приоритетах.

Время всегда показывает в свою пользу.
Если ты вовремя что-то не сделал - то рискуешь никогда не сделать. И если ты вовремя не принял правильное решение - то рискуешь никогда его не принять. Время работает против прозрения: живя с последствиями неправильного выбора, привыкаешь, и все хуже видишь альтернативу. Каждый твой поступок корректирует дальнейший курс твоей жизни. В разных плоскостях: влияя на твою душу, твои привычки, навыки или подсознание, на людей, вещи вокруг тебя и твои отношения с ними. Даже маленькое упущение, например немного упущеного времени - может означать большие потери, большие упущеные взможности. Совершая каждый поступок, учитывай, что он отразится на твоем будущем.
Если ты вовремя не исправил ошибку, то позжее тебе начнет казаться, что это и не ошибка. Ведь позжее будешь смотреть чуть более предвзято: в конце концов, неприятное это дело - признавать свою ошибку, а тем более возвращаться и исправлять, так же как и учиться впредь поступать иначе. А прежде всего, дело в том, что своим поведением ты формируешь свою личность: не исправил ошибку - научился не видеть в этом ошибки, достойной исправления.
Некоторые важнейшие поворотные пункты жизни человек проходит, даже не замечая. Но несмотря на то что он не придал выбору значения - это может скорректировать весь курс его дальнейшей жизни. Потому так важно всегда смотреть, куда движешься. Да, время покажет. Но время всегда показывает в свою пользу. Не давай жизни увести себя от истины.
Один из бытовых примеров, как "время показывает в свою пользу":
Если у тебя есть противники по бизнесу - держи свою документацию в тайне. Если же не секретничаешь - ты и не узнаешь, что в этом есть надобность, но все дела твоей фирмы будут "случайно" терпеть неудачу.
Названия своим поступкам люди нередко дают опосля. Например, человек может бездумно влюбиться в другого человека, не разбираясь в его личности. Если любовь разовьется в как-то смысле благополучно и партнер окажется достойным - человек будет вспоминать: "я любил". В противном случае, он будет вспоминать: "мне казалось, что я люблю". Человек говорит о самом поступке по-разному, а сам поступок одинаков, различны лишь последствия, которые он не мог или не пробовал предвидеть (а это ведь самоложь). Если бы его тогда спросили: "а ты правда любишь, или тебе кажется, что любишь" - он, если он человек честный, ответил бы: "время покажет". Разумный человек сказал бы на его месте "я покажу", то есть попытался бы сделать хорошо. А здесь получилось, что время показало в свою пользу. Человек вытащил из колоды карту, какая попалась (карту - в смысле, разумный или глупый, добрый или злой поступок), и сделал ее частью своей судьбы, своей жизни, своего опыта, своей личности.

Не делай четное количество ошибок.
Это так шутят математики: если человек, решая уравнение, ошибся несколько раз и ответ получился правильный, то говорят, будто он "совершил четное количество ошибок". На самом деле это плохо: чем больше ошибок, тем труднее утверждать, что ответ правилен; ошибок не должно быть ни одной. Люди часто поступают так в жизни. Предположим, одна ошибка была уже сделана, может, даже не самим человеком, а кем-то до него. Он, вместо того чтобы исправлять эту ошибку, делает еще одну ошибку, чтобы в результате вышло лучше. Это нездравый подход: он делает ошибки устойчивыми, и отдаляет от наилучшего результата. Кроме того, даже этот не наихудший результат может быть утерян - проблемы, загнанные таким способом в невидимую область, всплывут или вылезут боком.
Такой пример: Человек понял, что все вокруг врут (ошибка, сделанная обществом). Вместо того, чтобы не врать самому и не давать другим (хоть немного исправить эту ошибку), он учится врать сам (делает другую ошибку). А плохо это тем, что он еще более закрепил общество в его лживости, но и сам живет во лжи - в том, что ему не нравится.
Другой пример: Мать знает что ее дочь не умеет шить. И когда видит ее с иголкой - отбирает и зашивает сама.
Третий пример: Муж почему-то соврал жене. Но вместо того чтобы признаться и помириться, соврал еще раз - чтобы скрыть первую ложь. Потом еще - чтобы скрыть вторую; и так далее; в итоге, доверие утрачено.

Еще страшнее - если неправда стала для человека правдой. Если он продолжает совершать ошибку, но сам он устроен так, будто это ошибка для него ошибкой не является: он мыслит с этой ошибкой, он привык действовать неправильно, если пробует без этой ошибки - получается вкривь и вкось. Если он сам и его окружение таковы, что ошибка встречает поддержку и поощрение, а исправление оной - отпор и осуждение. Если эта ошибка оправдана другими ошибками, которые, в свою очередь, оправдывают ее. Потому так важно бороться с ошибками всегда и везде, не допускать их накопления и самосогласования.

Благими намерениями дорога в ад вымощена.
Добрые намерения - это не то, что следует ценить в человеке. Что важно - так это результат его дел. Ведь, если он на самом деле желает добра, он как-нибудь научится делать так, чтобы у него и вправду получалось добро. Но еще важнее - это как человек относится к результатам своих дел. Если он раскаивается за все, что получилось нехорошо, то есть: признает, что это было, и было из-за него, и было плохо; просит за это прощения; старается исправить; обещает, что больше так не будет получаться - тогда следует воспринимать этого человека так же, как сделавшего большое добро. Так как в случае подлинного покаяния есть веские основания считать, что у него больше не будет получаться плохого, а будет хорошее.
Если человек двадцать раз злостно согрешил и раскаялся - это лучше, чем если один раз с хорошими намерениями случайно согрешил и считает, что намерения аннулируют его вину.
Люди придумали великое множество оправдывающих факторов. Среди них: добрые намерения, моральный кодекс (который якобы нужно выполнять во что бы то ни стало), чувства, мнимое отсутствие выбора. Оправдывающие факторы очень опасны в том смысле, что не дают человеку посмотреть на самого себя чистыми глазами, целенаправленно затушевывают как раз ту точку, прикладываясь к которой он мог бы сделать себя лучше. Важный шаг покаяния - отказаться от оправдывающей схемы.
Представь себе человека, у которого голова не в порядке - он может вдруг помрачиться и кого-то побить. Если он избил тебя, а потом все обьяснил и извинился - ты едва ли будешь на него сердиться. Но если он тычет тебе в нос справку из больницы и нагло заявляет, что ты не вправе его осуждать - ты, вероятно, будешь обижен настолько же, как если бы он побил тебя нарочно. У тебя возникнет подозрение: Может, ему удобно быть ненормальным? Может, справка лишь позволяет ему безнаказанно делать то, что он и так любит делать? Так что относиться к своему несовершенству можно по-разному. Если человек черств и твердит в свое оправдание "насильно мил не будешь" - тогда напрасно ждать, что он вдруг станет добрым. А если он решит быть милым добровольно (а как же еще?) - тогда, скорее всего, его черствость развеется без следа.

Соприкоснись со знанием о добре.
Идея о правильном поступке существует независимо от того, знаешь ли ты о ней.
Для тебя тем лучше, чем ближе ты соприкоснешься с этим знанием.
Не только то, что хорошо, если ты начинаешь понимать почему так правильно.
А еще - если ты видишь и чувствуешь последствия - хорошие последствия правильного поведения, и плохие последствия ошибки. Если до тебя доходит, какие чувства ведут к правильному, и какие - к ошибке. Если ты обнаруживаешь, как все связано, как одни поступки, мысли, чувства и ошибки влияют на другие.
Будь честен сам с собой - тогда все это приведет тебя к пониманию, что правильно и что неправильно.

Если нечто кажется тебе правильным - имей долю осторожности. Может, тебе так только кажется.
Ведь близость мысли к правде - к сожалению, не единственная причина, почему мысль может казаться правдой. Кроме этого, есть, например, инстинкты: они исторически появились гораздо раньше, чем способность мыслить, устроены довольно-таки по тупому, зато имеют прямое влияние на соответствующие центры мозга, так что могут вызвать у человека ощущение своей правоты. Еще часто бывает, человек охотно верит в то, что соответствующим образом удовлетворяет какое-то из его чувств. Как гордец верит в собственное превосходство, завистник - в нелестные слухи о других, а пьяница - в то, что еще одна рюмка ему не повредит. Ну и кроме того, у каждого мышления есть свои характерные ошибки, которые, если их не подвергать критике, будут повторяться и повторяться.
Яркий пример ложной правильности - любовь к противоположному полу. Некоторые люди влюбляются в совершенно недостойных, и это приносит им много горя. Таким людям кажется, что у "любви" есть какая-то высшая мудрость. Такой человек вряд ли поверит, если ему сказать, что его жизнь губит давно устаревшая программа продолжения рода, в совокупности с попыткой удовлетворить вечно уязвленное самолюбие, притом что обе эти вещи по несчасливому случаю увязались с недостойным человеком.
Есть мнение, что чувство никогда не ошибается. Но так считают потому, что спорить с чувствами - себе дороже: твои чувства доказывают тебе свою правоту психологическим давлением, и оспаривать их - неприятно. На самом же деле, чувства нередко врут, ты в этом можешь легко убедиться если понаблюдаешь за своей жизнью.
В мире чувств есть множество "голых королей". Человек может не знать, почему нечто - правда, но иметь ощущение, что оно правда. Может не знать ответа на вопрос, но твердо верить, что вопрос кроется именно там-то. Такие "дутые" ощущения правоты могут гораздо сильнее водить человека, чем настоящее знание.
Если ты что-то хочешь или чего-то не хочешь - потрудись знать настоящую причину. Не обманывай себя, понимай себя правильно. И реши: или это чувство действительно обосновано - тогда оно право (я говорю "законно"); или оно восходит к дурным сторонам твоей души - такому чувству в твоей жизни не место.
Бывает, что причина твоего отношения - осталась в прошлом, забытая и неактуальная, может быть даже незначительная. Но ты утвердился в своем отношении и подкрепляешь его. Есть такой человеческий недостаток: как только у него пояилась первая догадка, как можно решить - это он уже почти решил, и поменять мнение ему будет трудно. Вместо того, чтобы все время и непредвзято стремиться к правильному.
Кто не старается правильно себя понимать - тот рискует, что его проблема затянется в тугой узел. Умный человек развязывает узел, а глупый теребит, от чего он только сильнее затягивается. Раз себя обманул - второй раз лжешь себе чтобы скрыть первую ложь, третий раз - чтоб первую и вторую, и чем далее тем хуже.

Подлинное покаяние - это то, после которого определенный грех стал для человека несвойственным. Это не только признание вины и возмещение ущерба, но прежде всего - изменение сердца, мышления и мотивов.
Люди, которые еще не дошли до покаяния, скажут, что это очень трудный шаг. Люди же, которые уже раскаялись, скажут, что раскаяться им было легко. Ранее было трудно, а, как только раскаялись, сразу стало легко.
Потому что покаяние - это и есть шаг освобождения. Ведь редко бывает, чтобы человек сразу перешел от неправильного к правильному; но для такого человека и покаяния не будет (за ненадобностью), будет лишь правильный выбор вследствие поступившей правильной информации. Обычно же, человек пребывает во грехе, потому что обманывает сам себя; даже необязательно мечется между истиной и ложью, быть может, между одной ложью и другой, и непременно - скрывает что-то сам от себя. Скрывает одно чтобы скрыть другое, врет насчет другого чтобы оправдать третье, и все это страшно запутывается. И человек не хочет (а сам думает, что не может) распутываться, поскольку водит за нос сам себя. До тех пор трудно покаяние, пока человек юлит сам с собой. Как только он, найдя верное решение, принял это решение, ему станет легко. Потому что в этот момент его проблема исчезает. Ведь проблема в том-то и заключалась, что человек отказывался самому себе сказать правду.
Выходом не может являться та идея, в которую сам человек не верит. Если другие ему ее втемяшили, а он сказал "ага", то она его не выручит. Более того, именно эта идея и будет становиться основой его грехов - поскольку он вынужден врать себе, что что-то хочет, если на самом деле не хочет, и соглашаться, сам не зная ради чего. Выходом не является идея, которая не опирается на правильное знание человека о самом себе, ни в коем случае не та, которая предписывает человеку опять обмануть себя.
Даже некоторые убеждения (неправильные) бывают построены на боли, которую человек скрыл сам от себя. Человек верит в то, что скрывает от него то, что противоречит тому, что ему хотелось бы оправдать (ну или как угодно иначе в этом же духе). Такой человек и несчастлив со своей верой, и болезненно реагирует на все, что ей угрожает.



Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Hosted by uCoz