|
Главный миф о добре и зле
Понятия "добро" и "зло" в нынешнем мире полностью дискредитированы. Потому что
они утрачивают полезный смысл "то, чему следует быть" и "то, чему не следует
быть", а вместо этого под них подводится некий стереотип.
Этот стереотип примерно одинаков во всех культурах, хотя и по-разному
называется. Самое неприятное - это причина такого разделения: человечество
попросту разделило свои потребности на два комплекта, и каждый человек, когда
выгоднее, может принимать "светлую" или "темную" роль. А когда стали появляться
люди, которые искренне хотели изменить что-то к лучшему, их тупо определили
к "светлой" стороне, пренебрегая их настоящими взглядами. Обрати внимание,
насколько по-разному думали основатели религий, и насколько похожи друг на
дружку религии.
Итак, практически всем интуитивно понятное, но не имеющее отношения к
настоящему добру и злу, условное разделение: "светлая" сторона и "темная" сторона.
"Светлая" сторона
Альтруизм, солидарность с другими людьми, справедливость
Честность, открытость
Ханжество, пренебрежение к нарушителю
Целомудрие и однобрачие
Супружеская верность и вообще верность
Трудолюбие
Определенность.
Здоровый образ жизни
"Темная" сторона
Эгоизм, победа силой
Скрытность
Секс (окромя супружеского, о котором молчат)
Супружеская измена
Независимое поведение
Пьянство и другие вредные привычки
Лень, уклонение от работы
Человеку часто может понадобиться любая вещь из обоих списков.
Но он не может открыто заявлять, что ему нужно все: потому как вещи из разных
списков трудно получить одновременно, это было бы слишком самонадеянно.
Например, требовать от другого правды, а о себе все замалчивать. Если человек
нуждается в поддержке других - он примет более "светлую" роль. Если же
подвернулась возможность сделать хорошо себе за счет других - он примет "темную"
роль.
Более-менее, "Светлая" Сторона - это то, в чем интересы членов общества
соприкасаются, "Темная" Сторона - то, в чем их интересы сталкиваются.
Например, секс (окромя супружеского, о котором просто молчат) отнесен к "Темной" Стороне.
Потому что в этой области люди паталогически самолюбивы. Не то что соперничество
- даже просто успех одного может ущемлять гордость других. Поэтому все, кто
имеет достаточно власти, запрещают секс тем кто им подвластен: родители -
взрослеющим детям, директор - в школе, закон - в общественных местах, в старину
князья запрещали своим слугам.
Представим бизнесмена, который хочет заключить сделку и для этого должен убедить
партнера в своей честности. Он молится перед иконой святого Гу. Все знают, что
святой Гу был очень честный человек, в жизни никого не обманул. Напрашивется
вывод: кто молится перед иконой, тот, наверное, и сам честный человек. Но в
другой день ему захотелось секса и он пошел в бордель. Чего бы никогда не
сделал святой Гу. Ну и что, я ведь не святой, я просто человек.
Вот так человек по ситуации меняет роль.
Чуть ли не во всех церквях учат, что расторжение брака - это плохо и аморально.
Хотя прихожане, за счет которых живет церковь, в большинстве своем не намерены
твердо следовать предписаниям. На самом деле, развод ощущается как нечто
постыдное в силу мужской и женской гордости: кто не удержал партнера, тот не
достоин уважения. Человеку хотелось бы насмехаться над теми, кто развелся, но
неудобно: а кто застрахован, что самому не придется развестись? И люди решили
вопрос так: скинулись и наняли специального человека, который будет говорить,
что развод - это плохо; все желающие смогут ему подпевать, а смогут и не
подпевать; человек этот - священник. Конечно, эта роль поручается ему
неявно, но это одна из причин, почему религия востребована.
Если подытожить, принцип разделения на "светлое" и "темное", по большому
счету, довольно прост. Неправильно ставить вопрос, "что человек
одобряет и что он не одобряет". Люди бывают разные, но с обычным человеком
дело обстоит примерно так: есть вещи, которые он любит делать сам и одобряет
когда делают другие; есть вещи которые его раздражают когда делают другие, но
он не прочь бы делать сам; есть также вещи которые он хотел бы от других,
но самому делать недосуг; ну и есть вещи которые он не терпит в других и
не хочет делать сам. И, по той версии, которая является общей для
большинства индивидов (в данной стране, в данную эпоху, в данных кругах)
третьи вещи считаются "светом", вторые - "тьмой",
первые - "нормой", и четвертые - "извращением". Также, к "свету"
обычно относят то, что человек понимает, что ему делать нужно, но делать
не любит; к "тьме" - то, что он иногда охотно делает, но в остальное время
об этом жалеет.
Итак, каждый человек, за исключением очень немногих, чувствует потребность и
в "светлой", и в "темной" стороне.
Псевдо-Добро и Зло - это не противники. И даже не конкуренты, их противостояние
- мнимое. Они даже больше чем союзники: для каждой стороны жизненно необходима
другая. Они - как плюс и минус одной батарейки.
Например, в обществе есть "естественое" неравенство: ведь одни сильнее,
другие слабее. Псевдо-Добро учит слабых работать на благо общества. И для
слабых (как действительных, так и считающих себя таковыми) это выглядит
вроде как оправданно, так как в одиночку им не прожить. А Зло заключается
в том, что сильные сами, безо всякой науки, возьмут богатства общества себе.
Единство и сотрудничество Псевдо-Добра и Зла - в том, что блага перетекают
от слабых к сильным.
Другой пример: "стадность", или "эффект толпы".
Псевдо-Добро учит, что человек должен быть "как все"; а если иначе - это
будет "не по-товарищески". А Зло считает, что можно (если хочется) клевать
того, за кого никто не заступится. Их единство и сотрудничество - в том, что
общество гнобит каждого из своих членов, вынуждая к стадности и делая их
чем-то меньшим, чем личность.
Псевдо-Добро учит, что радость, превышающая некоторый уровень - это грех. Зло
указывает, что, если человек счастливее, чем ты, то ему надо позавидовать
и избить его. Единство и сотрудничество - в том, что люди мало радуются.
Псевдо-Добро добивается, чтобы каждый требовал от своего супруга верности
и со своей стороны декларировал то же самое. А Зло поощряет человека
искать для себя "получше". Результат сотрудничества - жесткая конкуренция
за людей противоположного пола и отсутствие доверия между партнерами.
Зло предлагает человеку сделать что-то выгодное себе, но за что его осуждает
совесть. Псевдо-Добро предлагает множество видов опиума для совести.
Например, религия дает возможность ублажить Бога\богов\мироздание. Если
верующий человек поступил не очень хорошо - его, как и всякого человека, мучает
совесть, ему подсознательно кажется, что его накажут. Но если он пошел в храм
и горячо продемонстрировал богам свою лояльность - ему уже кажется, что
он заручился поддержкой самой могущественной силы - богов, совесть уже спокойна.
Пример коллективного опиума для совести - антидискриминационное
законодательство. Власть
дает некоторые символические поблажки угнетаемому меньшинству. Благодаря
этому народ спокойно верит, что это меньшинство не подвергается угнетению,
а, напротив, паразитирует.
К настоящим понятиям добра и зла все написанное в этой главе
не имеет никакого отношения.
|
|