Главный миф о добре и зле

Понятия "добро" и "зло" в нынешнем мире полностью дискредитированы. Потому что они утрачивают полезный смысл "то, чему следует быть" и "то, чему не следует быть", а вместо этого под них подводится некий стереотип.

Этот стереотип примерно одинаков во всех культурах, хотя и по-разному называется. Самое неприятное - это причина такого разделения: человечество попросту разделило свои потребности на два комплекта, и каждый человек, когда выгоднее, может принимать "светлую" или "темную" роль. А когда стали появляться люди, которые искренне хотели изменить что-то к лучшему, их тупо определили к "светлой" стороне, пренебрегая их настоящими взглядами. Обрати внимание, насколько по-разному думали основатели религий, и насколько похожи друг на дружку религии.

Итак, практически всем интуитивно понятное, но не имеющее отношения к настоящему добру и злу, условное разделение: "светлая" сторона и "темная" сторона.

"Светлая" сторона
Альтруизм, солидарность с другими людьми, справедливость
Честность, открытость
Ханжество, пренебрежение к нарушителю
Целомудрие и однобрачие
Супружеская верность и вообще верность
Трудолюбие
Определенность.
Здоровый образ жизни

"Темная" сторона
Эгоизм, победа силой
Скрытность
Секс (окромя супружеского, о котором молчат)
Супружеская измена
Независимое поведение
Пьянство и другие вредные привычки
Лень, уклонение от работы

Человеку часто может понадобиться любая вещь из обоих списков. Но он не может открыто заявлять, что ему нужно все: потому как вещи из разных списков трудно получить одновременно, это было бы слишком самонадеянно. Например, требовать от другого правды, а о себе все замалчивать. Если человек нуждается в поддержке других - он примет более "светлую" роль. Если же подвернулась возможность сделать хорошо себе за счет других - он примет "темную" роль.

Более-менее, "Светлая" Сторона - это то, в чем интересы членов общества соприкасаются, "Темная" Сторона - то, в чем их интересы сталкиваются. Например, секс (окромя супружеского, о котором просто молчат) отнесен к "Темной" Стороне. Потому что в этой области люди паталогически самолюбивы. Не то что соперничество - даже просто успех одного может ущемлять гордость других. Поэтому все, кто имеет достаточно власти, запрещают секс тем кто им подвластен: родители - взрослеющим детям, директор - в школе, закон - в общественных местах, в старину князья запрещали своим слугам.

Представим бизнесмена, который хочет заключить сделку и для этого должен убедить партнера в своей честности. Он молится перед иконой святого Гу. Все знают, что святой Гу был очень честный человек, в жизни никого не обманул. Напрашивется вывод: кто молится перед иконой, тот, наверное, и сам честный человек. Но в другой день ему захотелось секса и он пошел в бордель. Чего бы никогда не сделал святой Гу. Ну и что, я ведь не святой, я просто человек. Вот так человек по ситуации меняет роль.

Чуть ли не во всех церквях учат, что расторжение брака - это плохо и аморально. Хотя прихожане, за счет которых живет церковь, в большинстве своем не намерены твердо следовать предписаниям. На самом деле, развод ощущается как нечто постыдное в силу мужской и женской гордости: кто не удержал партнера, тот не достоин уважения. Человеку хотелось бы насмехаться над теми, кто развелся, но неудобно: а кто застрахован, что самому не придется развестись? И люди решили вопрос так: скинулись и наняли специального человека, который будет говорить, что развод - это плохо; все желающие смогут ему подпевать, а смогут и не подпевать; человек этот - священник. Конечно, эта роль поручается ему неявно, но это одна из причин, почему религия востребована.

Если подытожить, принцип разделения на "светлое" и "темное", по большому счету, довольно прост. Неправильно ставить вопрос, "что человек одобряет и что он не одобряет". Люди бывают разные, но с обычным человеком дело обстоит примерно так: есть вещи, которые он любит делать сам и одобряет когда делают другие; есть вещи которые его раздражают когда делают другие, но он не прочь бы делать сам; есть также вещи которые он хотел бы от других, но самому делать недосуг; ну и есть вещи которые он не терпит в других и не хочет делать сам. И, по той версии, которая является общей для большинства индивидов (в данной стране, в данную эпоху, в данных кругах) третьи вещи считаются "светом", вторые - "тьмой", первые - "нормой", и четвертые - "извращением". Также, к "свету" обычно относят то, что человек понимает, что ему делать нужно, но делать не любит; к "тьме" - то, что он иногда охотно делает, но в остальное время об этом жалеет.

Итак, каждый человек, за исключением очень немногих, чувствует потребность и в "светлой", и в "темной" стороне.

Псевдо-Добро и Зло - это не противники. И даже не конкуренты, их противостояние - мнимое. Они даже больше чем союзники: для каждой стороны жизненно необходима другая. Они - как плюс и минус одной батарейки.

Например, в обществе есть "естественое" неравенство: ведь одни сильнее, другие слабее. Псевдо-Добро учит слабых работать на благо общества. И для слабых (как действительных, так и считающих себя таковыми) это выглядит вроде как оправданно, так как в одиночку им не прожить. А Зло заключается в том, что сильные сами, безо всякой науки, возьмут богатства общества себе. Единство и сотрудничество Псевдо-Добра и Зла - в том, что блага перетекают от слабых к сильным.

Другой пример: "стадность", или "эффект толпы". Псевдо-Добро учит, что человек должен быть "как все"; а если иначе - это будет "не по-товарищески". А Зло считает, что можно (если хочется) клевать того, за кого никто не заступится. Их единство и сотрудничество - в том, что общество гнобит каждого из своих членов, вынуждая к стадности и делая их чем-то меньшим, чем личность.

Псевдо-Добро учит, что радость, превышающая некоторый уровень - это грех. Зло указывает, что, если человек счастливее, чем ты, то ему надо позавидовать и избить его. Единство и сотрудничество - в том, что люди мало радуются.

Псевдо-Добро добивается, чтобы каждый требовал от своего супруга верности и со своей стороны декларировал то же самое. А Зло поощряет человека искать для себя "получше". Результат сотрудничества - жесткая конкуренция за людей противоположного пола и отсутствие доверия между партнерами.

Зло предлагает человеку сделать что-то выгодное себе, но за что его осуждает совесть. Псевдо-Добро предлагает множество видов опиума для совести. Например, религия дает возможность ублажить Бога\богов\мироздание. Если верующий человек поступил не очень хорошо - его, как и всякого человека, мучает совесть, ему подсознательно кажется, что его накажут. Но если он пошел в храм и горячо продемонстрировал богам свою лояльность - ему уже кажется, что он заручился поддержкой самой могущественной силы - богов, совесть уже спокойна. Пример коллективного опиума для совести - антидискриминационное законодательство. Власть дает некоторые символические поблажки угнетаемому меньшинству. Благодаря этому народ спокойно верит, что это меньшинство не подвергается угнетению, а, напротив, паразитирует.

К настоящим понятиям добра и зла все написанное в этой главе не имеет никакого отношения.



Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Hosted by uCoz