Истина

Вечные истины почивают на кладбище истин.
Двойные истины валяются на помойке.


Твоя точка зрения пусть будет самым ровным отображением предполагаемой истины. Твое мнение должно быть самым правильным; а если какое-то другое мнение кажется тебе самым правильным - прими его, оно станет твоим.
Меняй мнение, как только поймешь, что оно ошибочно. Если не можешь проверить, правду ли тебе сказали, верь в том случае, если то, что сказанное суть правда, более вероятно, нежели то, что говорящий солгал или ошибался. Отметай неправильную идею, когда поймешь, из-за чего в ней получилась ошибка. Если природа ошибки непонятна - следует еще раз подумать о том, что может быть это правда.

Истина - это такая вещь, что она самая правильная, потому и полезна. Но не угадаешь, где найдешь новую истину, еще более правильную. Глуп тот, кто, увидя новую, более правильную истину, остается привержен старой, менее правильной. Однажды окажется, что этот человек всю жизнь упорствовал в своем заблуждении, и уничтожал все иные идеи, в том числе истинные. И глуп тот, кто решил, что истин много и они равноценны - он начал терять способность думать, у него нет причин предпочесть одну мысль другой. Его истины уже не способны определять выбор, для него истины - лишь украшения слов. Истина одна. Но ее нельзя найти раз и навсегда.

Ни одна истина не достойна обожествления, так как нет уверенности, что она навсегда останется истиной и не будет разоблачена. Но хорошо тому человеку, который стойко держится за ту истину, которая, при его нынешних познаниях, является истинной; и который добросовестно ищет новые истины, в том числе опровергающие старые, и приходит к ним, признавая неверными те истины, которые оказались неверными. Этот человек не верен никакой конкретной истине, но у него есть воля к истине, можно сказать, он верен абстрактной Истине-Вообще.

Плохо человеку, который не ищет истину. Он не может улучшить свое поведение и жизнь с помощью знаний. Но плохо и человеку, который верит во что-либо необоснованно. Он, вероятно, упрямо верит в ложь, наиболее удобную для его разума. Верить следует, лишь когда понимаешь, имеешь соображения, почему оно так, а не наоборот; либо тебе сказал человек, который, как можно полагать, говорит правду. И верить только с возможностью отказаться от гипотезы, если появятся новые веские соображения, почему она неверна.

Итак, чти Истину-Вообще.

Банально, но стоит заострить внимание:
Истинность мысли не зависит от того, сколько людей ее знают. Или все, или лишь некоторые, или ты один, или другой человек - тоже один. Ему никто не верит, но ты его послушай. Не дай истине исчезнуть непонятой.

Понять какой-то обьект не значит понять откуда он и зачем, какова его сущность. Понять обьект - значит понять, как он устроен. Прежде всего, что он будет делать в каких условиях; и что в нем поменяется, если с ним случится что-то. Это касается и человека, и его чувств, и общества. Нельзя задаваться догмами насчет мотивов человека. Каждый человек как-то устроен, и единственно верный путь разобраться в нем - наблюдать, проверять и анализировать.

Это неправда, что у всякой вещи есть "настоящее имя". Вещь является лишь тем, из чего она состоит, и тем, как она себя ведет. Имена не бывают правильными или неправильными, они лишь вводятся для обозначения. Все это касается не только любых вещей и любых явлений, но и человека.

Можно ли доверять логике? Логика - это не что иное, как воля к различению истины и заблуждения. Именно самая обычная логика. Если говорят, что логика врет или ограничивает понимание - скорее всего, дело в том, что врут или ограничивают понимание глупые связки, претендующие на логичность. Кто-то может сказать: "Или А, или противоположное А, третьего не дано. Или ты верен нашему делу, или ты неверен. Одно из двух". Выглядит как строгое логическое утверждение, которое, однако, приводит к выбору между двумя вариантами, которые оба человек откажется признать. Дело в том, что в подобной фразе слова "верен" и "неверен" наполняются дополнительным, скрытым смыслом. Слово "верен" на этом языке означает "ты перед всеми хвалишь наше дело, видишь в нем только хорошие стороны, и считаешь врагом всякого, кто в нашем деле сомневается". А слово "неверен" означает "ты нам всем враг, ты нам желаешь только зла, ты нас обманешь в чем угодно при любой возможности". Но, если в словах такой смысл - тогда, очевидно, можно быть и не "верным", и не "неверным". Опираться на логику можно и нужно; главное - различать логику и софизмы.

Разум отнюдь не безличен. Разум не менее индивидуален, чем чувства. Логика едина, но разные ученые приходили к разным открытиям. А проверить они друг друга могут при помощи логики, которой владеют. Отличие рациональных людей от иррациональных - в том, что они опираются на логику (то есть, желают различать истину и заблуждение). Рациональные люди все различны. Так же, как различны шахматисты: они все играют по-разному, одни сильно, другие слабо, и каждый - в своем стиле. Но у них есть кое-что общее: все они знают правила шахмат и играют по правилам.



Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Hosted by uCoz