Мачеха Природа

Ученые доказали, что человек произошел от обезьяны. Так же как и все живые существа произошли от своих более примитивных предков. Но это процесс не случайный, у него конкретный двигатель: выискивание все более живучих форм жизни. Изменения случайны, но кто из видоизмененных родов останется на Земле и будет развиваться дальше, а кто канет в лету - зависит от того, кто более способен выживать. Идея эволюции проста, но привела к сложнейшим формам жизни, и сама, по причине самой же себя, развилась в целое множество природных механизмов (ведь более эволюционно сильны те виды, у которых более эффективная система двигателя эволюции). Эволюция - очень жесткое соревнование, кто окажется хоть немного слабее других - тот исчезнет. Все существа, которых мы видим в дикой природе, прошли жесточайший конкурс, чтобы существовать, и среди них идет постоянное соперничество всех против всех.

На конце длиннющей эволюционной цепочки образовался человек. Эволюция не остановилась (ее скорость очень медленна по масштабам истории человечества), но человек оказался наделен разумом и совестью, о дальнейшем развитии человека уже нельзя говорить, как о развитии одного из животных, тут действуют совсем другие механизмы.

Природа создала человека, но не всякая мать желает счастья своим детям. Счастье не входит в задачи безликой силы эволюции, ей не ведомо многое из того, что интересует человека. Природа заточила каждый вид живого под выживание и улучшение своей породы (улучшение - опять таки, для задачи выживания). Для этого нужно как можно больше расплодиться (лишь бы не испортить среду обитания для своего вида), и все время соревноваться друг с другом ради выявления удачных вариантов модификации генов. Эти задачи должны занимать все время и силы каждого существа - этого требуют жесткие тиски эволюции.

Человек уже не нуждается в эволюционных механизмах: его существованию уже ничего не угрожает (по крайней мере, угрозы существованию человечества не похожи на те угрозы существованию видов животных, попытка предотвратить которые двигала эволюцию); развиваться человек может через индивидуальное творчество; люди способны сотрудничать. Однако же инстинкты так сразу не исчезнут, они приспособлены к тому, чтобы меняться очень медленно, биологический масштаб времени - миллион лет. Так что современному человеку первобытные инстинкты не столько помогают жить, сколько мешают.

Важнейшим элементом эволюции является разделение полов, наделенных различными ролями. Природе ведь нужно не только чтобы особи размножались, но чтобы вид совершенствовался и приспосабливался к меняющимся условиям.

Этой цели, конечно, служит случайная гибель наиболее слабых и неприспособленных особей, но такой метод отбора крайне низкоэффективен. Эффективно - выбирать из особей тех, которые оказались наиболее приспособленными к жизни, и предоставлять им приоритетное право размножаться. Таким образом, те гены, которые (в силу всякий раз новых условий жизни) оказались полезными, сохраняются и распостраняются в роду, а те, которые оказались вредными - постепенно сводятся на нет. В следующем поколении возникнет новое разнообразие генов, и снова среди них выявятся удачные и неудачные.

Существо, на котором Природа проверяет, удачным оно оказалось или неудачным - это самец. Существо, которое предоставляет удачному возможность размножаться - самка.

Для этого нужно, чтобы самец был одержим идеей показать себя лучше других самцов. Не в последнюю очередь - в драке (не смертельной, убивать своих - контрпродуктивно для выживания рода как целого). Кто лучше приспособлен к жизни в имеющихся условиях - у того организм здоровее, тот и дерется лучше. Природа не знает заранее, который из самцов оказался удачным порождением, а который - неудачным, она сделала так, что каждый хочет победить, а уж кто победит - зависит от того, кто лучше.

Задание самки, по этой схеме - выбрать лучшего самца (то есть, победителя) и размножиться от него. Самка может родить лишь ограниченное количество детей, и она стремится выбрать для этого самые лучшие гены. Самец же может зачать сколько угодно детей, и он желает этого. Если он действительно хорош - то многие самки предпочтут его, и его гены распостранятся; если же он плох - то у него ничего не выйдет, самки не захотят слабака. Так и получается у животных: одних самцов любит много самок, а других вообще никто не любит. Это касается даже тех видов, которые живут парами: пара нужна для заботы о потомстве, а биологический отец часто бывает "со стороны".

У разных видов животных, в силу различного образа жизни, размножение идет по разному, но везде эта сердцевина: самцы соревнуются, самки выбирают победителей. Человеку не повезло, что у обезьян - близких и далеких предков были очень разные схемы размножения. Одни из них тяготели к однобрачию, у других была почти свободная любовь, у третьих размножаться могли только верховные самцы. В человеке от всех них остались инстинкты, и они ссорятся друг с другом. Один инстинкт велит сделать то, другой инстинкт порицает его за это.

Задания Природы нашли отображения в предрассудках общества. Мужчину, который добивается чего-то в жизни, уважают. Мужчину, который самостоятельный и полагается только на себя, уважают. Мужчиной, которого любят женщины, восхищаются. Мужчину, у которого нет женщин, не уважают. Мужчину, который специально добивается женщин, не уважают (с точки зрения Природы, это жульничество). Мужчину, который позволяет себя жалеть, не уважают, также как и мужчину-нестяжателя (оба видятся Природой как такие, которые заранее признали себя проигравшими). Женщину, которая имеет лишь одного мужчину, уважают. Женщину, которая создает сложности заинтересовавшимся ею мужчинам, уважают (задача самки - создать вокруг себя отбор пожестче). Женщину, за которую спорят мужчины, уважают (на то она и женщина). Женщину, которая соглашается на мужчин легко, презирают. Женщину, которая хочет сама добиться чего-то жизни, как-то не понимают.

Говорить о сексе и хотеть секса считается чем-то постыдным. Прежде всего, это считается постыдным для женщин: по замыслу Природы, самка должна скрывать желание секса настолько ретиво, чтобы до нее добрался до нее один самец. Но также и для мужчин: мужчина должен быть увлечен борьбой с другими мужчинами, и за это его должны любить женщины; если же он будет много думать о женщинах - то механизм отбора лучшего самца остается не у дел.

По замыслу Природы, секс должен получаться как бы помимо воли людей, как побочный продукт выполнения ими своих программ. Некоторые люди гордятся тем, как они презирают все плотское и материальное, ставят выше всего свои "духовные ценности", и думают, что этим они ставят себя далеко от Природы. Ошибаются. Как раз многие инстинктивные задачи чисто "духовные": это не добыча какой-то осязаемой ценности, но виртуальной штуковины. Инстинкт "добудь пищу" - материален, но это безобидный инстинкт, он нужен лишь для жизнеобеспечения и не участвует в борьбе за улучшение рода. А вот инстинкт, который заставляет самца постоянно бороться за превосходство над другими самцами, не может быть выражен в терминах "добудь то-то". Если же пытаться описать его на языке ценностей - то приходится выдумать нематериальную ценную вещицу, которая появляется у тебя при каждой победе в драке. Концентрироваться на "плотском" - на том, чтобы очаровать самок - это делает менее эффективным механизм отбора, потому порицается Природой. Природе нужно, чтобы самец хотел этого, но немножко стыдился этого своего хотения и получал возможность заняться этим вплотную лишь при удачном стечении обстоятельств (выиграл драку).

В то же время, Природе, конечно же, нужно, чтобы существа были зависимы от секса. Мужчина депрессирует, если ему не "дают". Женщине грустно, если за нее не "борются". Ревность - паталогически болезненное чувство. Мужчине очень больно, если "его" женщина "принадлежит" кому-то еще: для него это отчасти вызов, отчасти уже проигрыш, и Природа не позволяет ему остаться в стороне от этого вызова. Это страшно задевает мужскую гордость. Поэтому мужчины, особенно менее успешные среди женщин, соглашаются на однобрачие - в надежде обезопасить себя от такого вызова. У женщины же такая программа, что ей нужен лишь один мужчина. Беда только в том, что этот один мужчина - абстрактный (принц), а не какой-то конкретный, имеющий недостатки, так что супружеский статус, к которому стремится женщина и на который соглашается мужчина, все время под напряжением. Женщины тоже ревнивы, так как соперничают друг с дружкой за возможность передать потомству свой генетический материал. Это не их главная задача (главная - производить потомство), зато успех заботы о потомстве зависит от помощи мужчины (которого надо, стало быть, привязать к себе).

Природе выгодно непонимание между мужчинами и женщинами. По замыслу Природы, то, что нужно, появится как равнодействие противоречивых программ полов. Наверное, это основная причина, почему бытует мнение, будто разнополой дружбы на самом деле не бывает. Природа заложила в мужчину и в женщину нежелание и неспособность признавать противоположный пол за равного, недоверие к людям противоположного пола и веру в нечистоту их помыслов.

Надеюсь, из этой главы видно, что, вопреки распостраненным заблуждениям, традиционная мораль (с сопутствующим ей лицемерием) - это есть как раз то, чего хочет от человека Природа. Та самая Природа, которая общая для человека и животного.

Традиционный уклад отношений полов, так называемая патриархальность, гнобит всех без исключения своих участников; и агрессивна ко всем отступникам. Женщину она отстраняет от жизни, принуждает быть скучной. Мужчину же сводит лишь до одной черты: стяжатель. Женщину, которая к чему-то стремится, патриархальность обламывает, предлагая довольствоваться стандартной женской пайкой (дети, кухня, постель). Мужчину же нарочито оставляет без поддержки. С тем, что, если мужчина на самом деле сильный - чтоб был вынужден доказать это на деле; если же слабый - чтоб поскорее сломался и был признан никудышним. От мужчины требуется все доказывать и доказывать свою состоятельность. Никакие иные черты, с точки зрения патриархальности, мужчине и женщине не нужны и даже вредны. Патриархальность крайне враждебна к человечному, понимающему отношению к противоположному полу. У мужчин принято относиться к женщинам, как к трофеям, которые нужно "завоевать" и отвоевывать друг у друга; у женщин к мужчинам - как к гладиаторам, которых надо стравить друг с другом и посмотреть, кто победит. Видеть в противоположном поле разумное, способное к общению существо - это патриархальному сознанию чуждо.

Природа толкает народы к тому, чтобы воевать и плодиться. Инстинкт соперничать и драться есть не только для отдельных особей, но и для групп. Животные обычно не убивают себе подобных, так как у тех видов, у кого достаточно силы, чтобы убить себе подобного, есть и табу на чрезмерное применение силы в отношении сородичей. У человека с этим табу слабовато (ведь предки человека едва ли могли убить друг друга голыми руками), но он изобрел оружие и теперь может массово убивать себе подобных. Люди ведут войны и очень гордятся этим, хотя война приносит прежде всего горе.

Сколько детей нужно человеку? По мнению Природы, рожай как можно больше. (Если быть точным - есть природные механизмы противодействия перенаселению, и большинство из них - болезненные). Но человек должен понимать, что при заданных возможностях жизнеобеспечения, людей больше, чем сколько-то, не будет. Все лишние умрут от голода или иных причин. Можно родить много детей, но в среднем на семью только двое доживут до взрослого возраста. Разве приятно, когда дети умирают? Природа не дала нам большого интереса к детям (и вообще, интересоваться друг другом - это для нее недостижимые сферы), есть инстинкт заботы, а в остальном Природой задумано, чтобы дети получались как побочный продукт выполнения родителями инстинктивных программ. Большинство людей сакрализируют биологические связи и охотнее воспитывают биологически своих детей, нежели усыновляют. К приемным родителям общественное мнение относится как-то без восторга. А для мужчин узнать, что ребенок зачат не от них - нередко повод отречься от ребенка (ужасно, не правда ли?). Есть и такая распостраненная трагедия: мужчина женился на женщине, у которой есть ребенок от прежнего брака; сначала относился к этому ребенку нормально, но когда у них родились общие дети - возненавидел его. Низкокультурные люди могут родить десять детей, но будут ли они любить сердцем всех десятерых? Скорее, они просто не ограничивали рождаемость (нарочно ограничивать рождаемость неугодно Природе, потому человека, в котором сильны инстинкты, от такого тошнит), а также надеются, что наличие детей поднимет статус их самих в старости. Согласно инстинктам, биологические дети - это как ордена человеку: для женщины - символ того, что она взрослая, для мужчины - символ того, что есть женщина, которая с ним переспала.

Культ крови гласит, что биологические родственники - это близкие люди. С одной стороны, это полезная конвенция: у человека есть хоть какие-то надежные близкие люди, на которых он, как правило, может опереться, отторгать этих людей от него считается недостойным занятием (даже самое тоталитарное государство признает семью). Однако, если тебе дороги твои родители - то чем? Тем, что в тебе их гены, или тем, что они тебя вырастили? У культа крови есть и отрицающая сторона: он гласит, что люди, не являющиеся тебе родственниками по крови - это чужие. Чтобы люди устанавливали с друзьями настолько же крепкие связи, как есть между братьями и сестрами - это редкость, а жаль. Третья сторона культа крови - в том, чтобы делать из ребенка копию себя. Такие попытки родителей нередко делают их с детьми в некотором смысле чужими людьми, прямо врагами. Этот же фактор на более высоком уровне родства - народа - требует унификации всех людей одной национальности, с агрессивным перевоспитанием тех сограждан, которые отличаются от твоей "нормы".

Природа говорит с человеком на подсознательном языке, человек ощущает ее веления в виде эмоций, а также в виде двойных стандартов и кривологики. Природа рассчитывает на то, каждое существо будет стараться выполнить свое задание, и в равнодействии усилий всех существ и всех программ планы Природы реализуются. Природе вовсе не нужно, чтобы какое-то существо знало ее план, она не доверяет своим чадам, да и незачем.

Природа вовсе не заинтересована, чтобы человек был счастлив. Природе важно чтобы существа выполняли ее задание, и главный способ, каким Природа обьявляет существу свою волю - это "хочется, и все тут!". Ощущение удовольствия дается как очень дозированное поощрение. Это пряник, а есть еще и много кнутов: отвращение, стыд, страх. Жизнь в согласии с Природой - это внутренняя дисгармония: существо с гармонией в душе неудобно для Природы, им трудно помыкать. Природа пытается запретить человеку заниматься тем, что ему просто интересно и приятно, она, повторяюсь, пытается все наши силы, кроме нужных для жизнеобеспечения, бросить на борьбу за улучшение рода (в ее понимании и по ее схемам).

Вопрос "Что является естественным для человека?" - бессмысленный, он не имеет ответа. Естественное существование человека обусловлено множеством противоестественных, искусственных вещей, которые человек себе изобрел.
Например, стул. У современного человека такая анатомия, что жить без стульев ему очень тяжко. Но стул - изобретение человека, в природе лишь изредка встречаются его плохонькие аналоги. Не секрет, что для человека, прямоходящего существа, деторождение через таз - это идиотизм: и болезненно, и отрицательно сказалось на двигательных способностях женщины. Так есть, потому что так у всех наших родственников - зверей, для Природы изменить способ родов - непосильный скачок. Но люди уже просекли этот момент, и научились делать кесарево сечение, которое, несмотря на то, что это жестокое хирургическое вмешательство, является для женщин слабого здоровья менее рискованным, чем роды естественным путем.
Так что дело человека - не пытаться вспомнить свое естественное состояние, а изобретать себе оптимальный образ жизни.

Человеку совершенно ни к чему плясать под дудку Природы. Вся эта глава - не о том, каковы люди вообще (все это более касается тех людей, которые более подвержены инстинктам, и менее касается тех, в ком инстинкты - не главная мотивация), и уж ни в коем случае не о том, каким человеку должно быть. Все это - то неприятное, от чего хотелось бы уйти. И уйти возможно, инстинкт не является чем-то непреододимым. Вопреки наивному взгляду, в генах нету инстинктов, а лишь стартовая информация для сложнейшего процесса, в результате которого создаются инстинкты. В генах - лишь код, какие белки надо создавать, там нету команд "если видишь это - делай то-то". Часть процесса образования инстинкта - формирование мозга, другая часть - воспитание, усвоение культурного кода. Животные доводят свой инстинкт до готовой формы в процессе игр, а также учась у старших. Человек, воспитываясь иначе, может получить иные, неприродные инстинкты (и действительно, нравы современных людей отличаются от первобытных и даже от средневековых), а гораздо больших изменений он может достичь глубокой работой над собой.



Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Hosted by uCoz