Рука Бога

Один мудрец каждую ночь рыскал около двух крестьянских огородов - бедного и более зажиточного. Друзья мудреца думали, что он копает картошку у зажиточного хозяина и отдает ее бедному. Однако он ответил, что делает все наоборот: "Бедный хозяин - пьяница, если у него появляются лишние деньги - тотчас пропивает. А у другого хозяина подрастают дети, он думает, отдать их в школу, или оставить работать на огороде. Краденную картошку я не отдаю ему, а закапываю у него на грядке. Пусть не знает, а то еще вором заделается".

Самый хороший поступок - не всегда самый простой, самый привычный и самый понятный окружающим. Живи так, как будто Бог завладел человеческим телом, каждый свой ход старайся сделать ходом Бога. Это вовсе не значит поступать однообразно, это значит каждый поступок задумывать ведущим к результату, наилучшему в общемировом расчете, наиболее эффективно с точки зрения гениального стратега, и без предрассудков. Конечно же, сразу идеально не получится, но стремись к этому. Это ужасно - решить: "Бог поступил бы вот так, но я поступлю иначе". Итак, стань Рукой Бога. Не существует простой инструкции, как быть Рукой Бога. Единственный способ - выявлять и исправлять свою неидеальность: "это было плохо" или "а как можно лучше". Не верь тому, кто предлагает простой шаблон поведения.

Если ты решил быть Рукой Бога, тогда ты можешь иметь именно такую точку зрения только по двум причинам: или потому, что она верная, или потому, что ты еще не понял, что она неверна. У Руки Бога точка зрения всегда соответсвует предполагаемой истинной.

Тогда ты не зависишь от своей природы, а используешь ее, как ресурс, по своему разумению. Ты являешься таким, каким ты есть, потому, что ты так захотел, либо потому, что тебе пока что не удалось сделать себя другим. А значит - либо потому, что быть таким - правильно; либо ты еще не понял, каким следует быть, но однажды непременно поймешь; либо тебе еще не удалось сделать себя другим, хотя стараешься; либо эта задача для тебя пока еще сложна, ты побоялся побочных эффектов и отложил на потом. Это касается всего - и чувств, и желаний, и знаний, и умений.

Более того, даже мир таков, каков он есть, и любая вещь, там, где она есть, такова, какова она есть, по тем же причинам: или это хорошо; или ты еще не понял, почему это плохо; или тебе пока не удалось изменить это; или ты пока что не взялся за это, боясь сделать хуже. Рука Бога не оценивает вещи по личным мотивам, ее оценка всегда соответствует предполагаемой Божьей оценке.

Если ты решил быть Рукой Бога - запомни: ты можешь. Во-первых, ты способен: пока ты не перепробовал все способы (а их есть ровно миллиард миллиардов) - никто не вправе заявлять, что это невозможно; а раз так - могут быть возможности, их надо только найти и научиться. Потому никогда не говори "не могу"; в худшем случае, говори "сложно и я не знаю как". А также ты вправе: какая бы ни была ситуация - твоя прямая обязанность повернуть ее на лучшее.

Некоторые люди пытаются разделить человечество на меньшинство, у которого руки в грязи и в крови, и большинство, включая и себя, у которого руки чистые. Приятно ведь щеголять чистыми руками. Этому служит общепризнанная легенда, что в мире есть вещи, за которые ты отвечаешь, и вещи, за которые не отвечаешь. Вещей, за которые ты отвечаешь - мало, и если с ними все в порядке - у тебя чистые руки, "что и требовалось доказать". Если что-то неладно - скорее всего, найдутся причины, почему ты не виноват. Однако Другу Бога не нужен миф красивых рук, у него другая задача - сделать все как можно лучше. Для этого ему нет надобности говорить, что некоторые вещи вне сферы его ответственности. Если он действительно не может на что-то повлиять - ну и пусть, какая после этого разница, прав ты или виноват. А если есть какая-то возможность повлиять - то почему бы ее не использовать?

Ты имеешь право сделать все что угодно, но и несешь полную ответственность за все, что происходит в мире.
Именно так, ты отвечаешь за каждую вещь вне зависимости от того, можешь ли ее поменять. Ведь если действительно совсем-совсем от тебя не зависит - тогда не имеет значения отвечаешь ты или нет - все равно ничего не сделаешь; но если есть хоть какая-то возможность сделать с ней лучше - получается, ты обязан найти эту возможность и сделать это. Правило это является рациональным с точки зрения человека, который хочет делать добро (а не просто держаться в рамках приличия), и оно открывает огромные возможности улучшить свое поведение.
Не следует понимать это так, что ты должен совать нос в любое дело - правильная ответственность заключается в том, чтобы совать нос только в том случае, если от твоего носа там действительно будет польза. Нечего и думать, чтобы участвовать во всех событиях - ты должен выбрать те, где твое участие принесет больше всего пользы, и отвечаешь за свое решение проигнорировать остальные, менее важные дела. И неправильно будет посыпать голову пеплом из-за любой неприятности (зависящей от тебя или нет); посыпать голову пеплом - в любом случае дурацкое занятие.
Правильная ответственность - она как в том, что ты занимаешься делом, в котором можешь сделать к лучшему, так и отстраняешься от дела, в котором все, что ты можешь сделать, будет к худшему. Не потому что равнодушен, а просто потому, что твои руки там могут только мешать. Христиане в таких случаях могут говорить "положись на Бога".

Не менее важная вещь - готовность на любой поступок: в идеале, нет такого дела, саму мысль о котором Рука Бога гонит от себя, но любой возможный поступок она представляет реальным и решает, стоит его совершить или нет. Рука Бога стремиться к готовности на любой поступок, учится не бояться того, чего боится.

Нужны ли внутренние законы - которым человек следует по внутреннему побуждению? Такой вариант зачастую неплох, но далек от истины. Может ли быть такой закон, который никогда не будет правильно нарушить? Даже если ты считаешь что какой-то вариант не очень хорош - ты можешь иногда ему следовать: хотя бы для того чтобы узнать побольше о нем и вообще о жизни; также возможно, что иногда он в силу всевозможных обстоятельств является лучшим. Итак, для Руки Бога нет запрещенных дел. Что Рука Бога считает плохим - тоже, в принципе, может сделать, но редко и трижды подумавши. Например: я считаю что нехорошо делать чужое задание за деньги: так человек не научится сам. Но я могу согласиться сделать это по завышенной цене: полученные деньги сделают пользу в другом деле, и, если их достаточно много - то перевесят вред, и поступок окажется хорошим.

Также, Рука Бога стремиться к состоянию, когда никакая информация, будь то правда, предположение или выдумка, не сможет быть для нее соблазном, например, соблазном к злобе, к трусости, к ожесточению или равнодушию. В идеале, она не скрывает от себя никакую правду и никакие предположения, так как никакая информация ей не повредит, а либо принесет пользу, либо наведет на правильные мысли, либо окажется бесполезной и безвредной.
Рука Бога верит в то, что истинно, а не в то, что полезно. Если истина может ей, в силу ее несовершенства, повредить - то Рука Бога не встает на путь самообмана, а, зная о соблазне, не поддается ему. Зная, где может упасть, подстилает солому.

Рука Бога не ставит цели не сделать ни капли зла. Чем больше делаешь добра, тем больше зла может получиться по ошибке, но важно, чтоб добро преобладало. То есть, важно как можно более увеличить Делму, и не так важно, что некоторые шаги ее уменьшали. Если человек не сделал за жизнь ни капли зла - вероятно, он вообще ничего не делал. Но полезна ли такая жизнь? Как капиталист: хочет получить побольше денег, и ради этого иногда рискует или даже жертвует частью тех денег, которые имеет.

Руке Бога не нужны правила. Она исполняет только те правила, которые полезны, и только тогда, когда они полезны. А ведь многие правила вовсе вредны! Не нужны ни принципиальность, ни последовательность, ни честь, ни достоинство: поступок должен быть хорошим, а соответствует ли он какому-то шаблону - какая разница? Эти вещи могут быть полезны лишь как инструмент взаимодействия с теми людьми, для которых это важно, никоим образом не как часть самосознания. Ведь они делают человека зависимым от общего мнения, и предсказуемым, а значит - уязвимым.

Иногда праведники задаются вопросом: "Исполняю ли я волю Бога?" На этот вопрос есть всегда верный ответ: "Нет". Любой человек всегда исполняет прежде всего свою волю. Даже выполняя явственный приказ, человек выполняет свою волю - его воля в том, чтобы подчиниться этому приказу. Воля человека может как совпадать, так и расходиться с волями других людей и с волей Бога. Будет более правильно задаться таким вопросом: "Будет ли Бог доволен по поводу того, что я делаю?" Тут может быть и так и так. Но сознание, что ты выполняешь волю Бога - это лишь защита своего решения от самокритики; она сколь угодно неверное решение может освятить и придать статус безупречно верного (посмотри, например, на религиозных фашистов). Лучше считай, что выполняешь свою волю, но полагаешь, что Бог ее одобрит.

Рука Бога - это всегда свободный человек. А в чем же заключается свобода для хорошего человека? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, нелеп. Истинная свобода - это когда человек принимает воистину самое верное решение. Однако как же еще ему поступать, хорошему и свободному? Может ли он поступить плохо? Да, может. Но зачем же это ему? Он хороший - он ведь и сделает хорошо, разве неправда? А если не хочет или не может, если что-то ему мешает - это как раз наводит на мысль, что он в плену у греха.

На это можно возразить, что какая же свобода, если все время поступаешь правильно, словно идешь по линейке. В таком возражении сокрыта ложь. Кто это сказал, что правильные решения давно известны и начерчены как линейка, кто сказал, что их всегда можно найти по простой и понятной процедуре? И то и другое неправда. Так может быть с решением, которое, с какой-то точки зрения, считается верным (и увы, именно таких учений - великое множество). Однако же, жизнь сложна, и есть множество ситуаций, когда найдется какое-то другое решение, отличное от якобы правильного, которое гораздо лучше. Рука Бога, в силу своей добродетели и свободы, выбирает "воистину верное решение", а не "якобы верное". Какое же оно - воистину верное, этого можно и не знать заранее, это задача - понять, как будет лучше.

Более вероятно как раз, что Рука Бога будет жить как самостоятельный игрок, очень независимый. Раз жизнь сложна - набор наилучших решений тоже будет очень сложным, непредсказуемым. Тем более, Рука Бога ищет их творчески.

Имеет ли Рука Бога право на ошибку? Если из всех решений только одно - наилучшее - является верным, то все остальные суть ошибки? И да и нет. Кто всегда хочет найти наилучшее решение, тот должен сознавать, что то, что он найдет, может быть на самом деле и не самым лучшим. От ошибки застраховаться невозможно в принципе. Можно застраховаться от сознания ошибки: или ничего не делая, или приняв простой и однозначный шаблон правильных решений. Но и то и другое приводит человека к поведению гораздо худшему, чем если бы он искал наилучшее решение.



Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Hosted by uCoz